Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Вашкиной Л.И.
судей
с участием прокурора
Мелешко Н.В.
Птоховой З.Ю.
Махова Е.А.
при секретаре
Демура М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 августа 2017 года гражданское дело N 2-865/17 по апелляционным жалобам Омельяновича М. В. и ООО "Морское кадровое агентство" на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 07 марта 2017 года по иску Омельяновича М. В. к ООО "Морское кадровое агентство", АО "Морской порт Санкт-Петербург" о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения представителя истца - Столярова М.М., поддержавшего свою жалобу, объяснения представителя ответчика ООО "Морское кадровое агентство" - Маршуба В.Б., поддержавшей свою жалобу, объяснения представителя ответчика АО "Морской порт Санкт-Петербург" -Сластихиной Е.М., поддержавшей жалобу ООО "Морское кадровое агентство", заключение прокурора Махова Е.А., полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам о возмещении морального вреда в размере 2000000 руб., ссылаясь на то, что являясь докером-механизатором в ООО "Морское кадровое агентство", 27 февраля 2012 года участвовал в производстве погрузочно-разгрузочных работ на территории АО "Морской порт Санкт-Петербург". В ходе производства работ по перемещению груза (стальных заготовок) при помощи портального крана произошел несчастный случай, в результате которого он получил производственную травму - неполное отчленение, размозжение правой стопы, рваные раны нижней трети правой голени, шок 1 степени. Заключением государственного инспектора труда по тяжелому несчастному случаю от 01.03.2013 установлено, что ответственными лицами за допущенные нарушения требований законодательных и иных нормативных актов, приведших к несчастному случаю явились АО "Морской порт Санкт-Петербург" и ООО "Морское кадровое агентство". В результате полученной травмы и ее последствий он испытал существенные физические страдания, длительное время находился на стационарном лечении, позднее - на реабилитации. По настоящее время вынужден регулярно обращаться за медицинской помощью в связи с болезненными ощущениями от использования протеза. Кроме того, ему рекомендована реампутация культи голени, что также связано с операционным вмешательством, нахождением в стационаре и последующей реабилитацией. Непосредственно после травмы и по настоящее время истец испытывает значительные нравственные страдания: на полтора года была отложена запланированная на весну 2012 года свадьба, имеются серьезные ограничения по трудоустройству, полноценной активной жизни, занятию спортом.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 7 марта 2017 года требования удовлетворены частично. С ответчика ООО "Морское кадровое агентство" в пользу истца взыскана компенсация морального вреда в размере 250000 рублей, с ответчика АО "Морской порт Санкт-Петербург" взыскана компенсация морального вреда в размере 250000 рублей. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец выражает несогласием с размером компенсации морального вреда, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на то, что судом не в полной мере учтены характер и степень нравственных и физических страданий в связи с производственной травмой и полученным увечьем.
В апелляционной жалобе ответчик ООО "Морское кадровое агентство" просит уменьшить размер компенсации морального вреда, взысканной с данного ответчика, ссылаясь на несоразмерность установленного судом размера степене вины данного ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела Омельянович М.В. состоял в трудовых отношениях с ООО "Морское кадровое агентство" на основании договора N 33 от 30.01.2012.
Согласно договору N 12-009/ПО от 30.12.2011 между ООО "Морское кадровое агентство" и ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" на предоставление персонала (дополнительных трудовых ресурсов) для участия в погрузочно-разгрузочных, вспомогательных, хозяйственных и других работах, 27.02.2012 Омельянович М.В. в составе звена докеров-механизаторов N 3 200-й бригады направлен на смену с 8.00 до 20.00 в распоряжение ОАО "Морской порт Санкт-Петербург".
В ходе выполнения работ по перемещению связок стальных заготовок из полувагона портальным краном правая нога Омельяновича М.В. оказалась зажатой между связками стальных заготовок, в результате чего была причинена травма в виде неполного отчленения, размозжения правой стопы, указанное повреждение относится к категории тяжких.
В связи с полученной травмой истец проходил стационарное лечение в СПб ГБУЗ "Городская больница N 26" с 27.02.2012 по 30.03.2012, в ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта с 02.04.2012 по 31.05.2012, в МБУЗ "Гатчинская ЦРКБ" с 01.06.2012 по 12.07.2012, в ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта с 18.07.2012 по 20.08.2012, с 01.07.2013 по 09.07.2013.
После окончания лечения в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 26" истцу был поставлен заключительный диагноз пострадавшего от несчастного случая на производстве: неполное отчленение, размозжение правой стопы, рваные раны нижней трети правой голени, шок 1 степени, установлена инвалидность первой группы. 04.04.2012 Омельянович М.В. установлена вторая группа инвалидности на срок до 01.05.2013, а 16.04.2013 установлена третья группа инвалидности бессрочно, степень утраты профессиональной трудоспособности 60%.
Заключением государственного инспектора труда по тяжелому несчастному случаю от 01.03.2013 установлено, что ответственными лицами за допущенные нарушения требований законодательных и иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, приведшие к несчастному случаю, являются ответчик ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (наименование изменено на АО "Морской порт Санкт-Петербург"), которое являясь организацией, на территории и под руководством которой произошел несчастный случай, в лице ответственных должностных лиц, допустил к работе на опасном производственном объекте лиц, не удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям; не обеспечил соблюдение технологического процесса, установленного РТК; его сотрудники: стивидор 1 категории, который не проконтролировал надлежащим образом расстановку докеров-механизаторов и наличие удостоверения стропальщика у Омельяновича М.В., стивидор 1 категории К не контролировавший надлежащим образом работу докеров-механизаторов и наличие удостоверения стропальщика у Омельяновича М.В., машинист крана П нарушившая требования рабочей технологической карты в части эксплуатации крана в отсутствие назначенного сигнальщика, одетого в сигнальный жилет, а также работник ответчика ООО "Морское кадровое агентство" бригадир комплексной бригады N 200 В который произвел расстановку докеров-механизаторов по рабочим местам без учета их квалификации.
Технической причиной несчастного случая явилось необеспечение безопасных условий выполнения работ по перемещению грузов кранами владельцем крана и производителем работ, а именно - на месте производства работ по перемещению грузов кранами было допущено нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе.
В соответствии с п. 2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Удовлетворяя исковые требования истца частично, суд, руководствуясь ст.ст. 163, 212, 237 Трудового Кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 1064, ст. 1068, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии вины обоих ответчиков в причинении работнику увечья в результате производственной травмы, поскольку работодателем Омельяновича М.В. - ООО "Морское кадровое агентство" должным образом не обеспечены безопасные условия труда на рабочих местах, принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а деятельность АО "Морской порт Санкт-Петербург" связана с повышенной опасностью для окружающих, и место осуществления истцом трудовой деятельности являлось опасным производственным объектом; оба ответчика направили и допустили к работе на опасном производственном объекте лицо, не удовлетворяющее соответствующим квалификационным требованиям; не обеспечившее соблюдение технологического процесса, установленного РТК.
При этом в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" суд учел безусловное наличие у истца физических или нравственных страданий, вызванных полученной производственной травмой.
При определении размера компенсации морального вреда (в общей сложности 500000 руб.), суд принял во внимание фактические обстоятельства, при которых была получена истцом травма, характер и тяжесть причиненных истцу физических и нравственных страданий, установление истцу 3-й группы инвалидности бессрочно с утратой профессиональной трудоспособности на 60%, длительность лечения, а также требования разумности и справедливости.
При таком положении, поскольку судом размер компенсации определен с учетом всех обстоятельств дела и соответствует требованиям разумности и справедливости, не усматривается оснований для увеличения размера компенсации морального вреда, а доводы апелляционной жалобы истца о том, что размер компенсации морального вреда занижен судом, нельзя признать обоснованными.
Вместе с тем, судом в равной степени определена вина ответчиков в причинении истцу морального вреда, при этом учтены фактические обстоятельства причинения истцу травмы, причины, повлекшие приведшие к несчастному случаю, и оснований для уменьшения размера компенсации, взысканной с ответчика ООО "Морское кадровое агентство" (работодателя) не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 07 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.