Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей Имамовой Р.А. и Коваленко А.И.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Чесноковой Л.А. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 апреля 2017 года по гражданскому делу по иску Чесноковой Л.А. к Управлению федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области о признании права на пенсию по выслуге лет и возложении обязанности назначить пенсию, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., объяснения истца Чесноковой Л.А. и её представителя Ишакатовой А.Е., доводы апелляционной жалобы поддержавших, представителя ответчика Винничук И.В. и представителя третьего лица - ПУ ФСБ России по Оренбургской области Гурова А.В., против удовлетворения апелляционной жалобы возражавших, оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,
УСТАНОВИЛА:
Чеснокова Л.А. обратилась в суд с указанным выше иском к Управлению федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области по тем основаниям, что проходила военную службу в Пограничных войсках ФСБ России с (дата), последнее место службы - войсковая часть 2146, дислоцированная в г.Оренбурге.
Её выслуга лет в календарном исчислении составляет ***, общая выслуга всего составляет ***, ее трудовой стаж на момент увольнения с военной службы составлял более ***, а общий трудовой стаж с учетом военной службы составляет более ***
Приказом N от (дата) она была уволена по достижении предельного возраста пребывания на военной службы, который для женщин составляет 45 лет.
Пенсию от территориальных органов ПФР России она не получет, пенсия по выслуге лет ей также не выплачивается.
Считает что, как лицо, достигшее на момент увольнения 45-летнего возраста, имеющее выслугу более *** военной службы и более *** общего трудового стажа, обладает правом на получение пенсии за выслугу лет, однако в назначении пенсии ей было отказано, просила признать за ней право на пенсию за выслугу лет, обязать УФСБ Российской Федерации по Оренбургской области выплачивать ей пенсию за выслугу лет.
Истец Чеснокова Л.А. в судебном заседании исковые требования полностью поддержала.
Представитель ответчика УФСБ Российской Федерации по Оренбургской области Винничук И.В., просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ПУ ФСБ России по Оренбургской области Гуров А.В. против удовлетворения исковых требований возражал.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 апреля 2017 года исковые требования Чесноковой Л.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец указывает, что по его мнению, решение суда является незаконным, поскольку судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства и неправильно применены нормы материального права, считает, что в ходе судебного заседания были представлены доказательства, достаточные для удовлетворения его требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит, при этом исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с абз. 4 п. "а" ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Судом первой инстанции установлено, и материалами дела подтверждается, что Чеснокова Л.А. проходила военную службу в Пограничных войсках ФСБ России с (дата)
Приказом командира войсковой части 2146 N от (дата) Чеснокова Л.А. была уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (пп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") в отставку с (дата).
Согласно данных представленной в материалы дела архивной справки ФГКУ "Центральный пограничный архив ФСБ Российской Федерации" от (дата)N, общая продолжительность военной службы Чесноковой Л.А. на (дата) составила: календарная - *** дней, льготная - *** всего - ***
Предъявляя указанные выше исковые требования Чеснокова Л.А., оспаривая отказ ответчика в назначении её пенсии, ссылалась на п. "б" ст. 13 Закона от 12.02.1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", при этом, истец оспаривала расчет ее общего трудового стажа, полагая, что он должен составлять сумму стажа работы в качестве рабочего и служащего и выслуги лет, с учетом льготного исчисления периодов службы (***).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришёл к выводу, что при определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 указанной правовой нормы, общий трудовой стаж должен исчисляться календарно, о чем прямо указано в норме.
Вместе с тем, судебная коллегия в полной мере с таким выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.
В силу ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Как правильно указано судом, из анализа указанного в ст. 13 приведённой правовой нормы право соответствующего лица на назначении пенсии за выслугу лет должно определяться на момент увольнения.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда, что при разрешении указанного вопроса необходимо устанавливать наличие ряда обязательных условий, при отсутствии хотя бы одного из которых названная пенсия назначена быть не может.
В частности указанное право может быть представлено лицам:
- уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
- достигшим на день увольнения 45-летнего возраста;
- имеющим на день увольнения общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба (военная, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и прокуратуры).
Принимая оспариваемое решение суд согласился с доводом ответчика в той части, что поскольку в указанной выше правовой норме говорится о соответствующем лице, у которого на день увольнения должен иметься общий трудовой стаж 25 календарных лет, следовательно и 12 лет 6 месяцев, которые могут быть включены в указанный стаж в качестве службы в соответствующих органа, также должен исчисляться календарно.
Вместе с тем, с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия в полной мере согласиться не может по следующим основаниям.
Судебная коллегия отмечает, что понятие выслуги лет для назначения пенсии, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы определено в ст. 18 названной выше правовой нормы, а в соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, определяется Правительством Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что, при решении вопроса о назначении заинтересованному лицу пенсии, требования ст. 13 и ст. 18 названной правовой нормы должны рассматриваться во взаимной связи.
Между тем, Закон не содержит каких-либо ограничений при исчислении выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу в особых условиях, и не раскрывает понятия "особые условия" военной службы и не определяет критерии отнесения условий военной службы к "особым".
Правовым основанием для установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе и на льготных условиях, является Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, а также Приложения к нему N 1 и N 2.
Вместе с тем, согласно данных архивной справки, на которую ссылался суд первой инстанции, льготная продолжительность военной службы истца составляла на день увольнения ***, при этом льготны период службы истца был засчитан ей как таковой со ссылкой на Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 как период службы в особых условиях.
Порядок обращения за назначением пенсии определён ст. 51 названной правовой нормы, согласно которой лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 28.11.1995 N 186-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ). Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ).
Кроме данной нормы, названный порядок также определялся действующим в спорный период приказом ФСБ Российской Федерации N 302 от 01.05.2003 года "Об организации пенсионного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности", согласно п. 1 которого пенсионное обеспечение лиц, в зависимости от ведомственной принадлежности и последнего места военной службы этих лиц осуществляется ФСБ России - в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки), органов внешней разведки, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации (Федеральной службы охраны Российской Федерации), Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей (ст. 11 Закона).
В соответствие с п. 7 приведённого Приказа, пенсии назначаются:
а) ФЭУ 7 Службы ФСБ России - лицам, уволенным с военной службы, имеющим воинские звания высших офицеров, и лицам, уволенным с военной службы (независимо от имеющихся воинских званий), удостоенным звания Героя Российской Федерации, Героя Советского Союза или Героя Социалистического Труда; (в ред. Приказа ФСБ РФ от 30.03.2009 N 122)
б) территориальными органами безопасности - иным лицам, уволенным с военной службы, а также семьям умерших (погибших) военнослужащих и семьям умерших пенсионеров из числа военнослужащих.
Территориальными органами безопасности назначаются также пособия и другие выплаты.
Документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы, а также членам семей умерших (погибших) военнослужащих оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы.
Документы для назначения пенсий по случаю потери кормильца семьям умерших пенсионеров оформляются пенсионными подразделениями по месту нахождения пенсионного дела.
8. Кадровым подразделением по последнему месту службы военнослужащего проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды службы, подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с соответствующим пенсионным подразделением территориального органа безопасности и объявляется лицу, оформляемому на пенсию. При этом данному лицу разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением.
Таким образом, указанным Приказом предусмотрен специальный порядок обращения в кадровые подразделения по последнему месту службы, оформления данными подразделениями необходимых документов и направления данных документов в соответствующий пенсионный орган, который обязан по поступившим документам принять соответствующее решение.
Вместе с тем, материалами дела соблюдение указанного порядка обращения за назначением пенсии истцом не подтверждается.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что согласно исковым требованиям истца, полая, что у неё имеется право на назначение пенсии, истец ссылается не имеющуюся у неё общую выслугу лет в размере *** подлежащая зачёту при разрешении данного вопроса, с чем согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности" военнослужащим органов федеральной службы безопасности из числа высококвалифицированных специалистов в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет может засчитываться стаж их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
В соответствие с разделом 4 пп. 32 п. 11 Указа Президента Российской Федерации N 960 от 11.08.2003 года "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" директор ФСБ России определяет порядок зачета военнослужащим органов безопасности из числа высококвалифицированных специалистов в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу.
В силу пункта 21 раздела 2 Порядка зачета военнослужащим в выслугу лет для назначения пенсии и исчислении процентной надбавки за выслугу лет стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу, утвержденного приказом Федеральной службы безопасности России от 22 марта 2004 года N 189/ДСП зачёт в выслугу лет стажа трудовой деятельности может производиться военнослужащим органов безопасности из числа высококвалифицированных специалистов в период прохождения ими военной службы по контракту, в том числе при зачислении на военную службу по контракту в органы безопасности.
Вместе с тем, истцом доказательств соблюдения такого порядка в ходе судебного заседания в суде первой и апелляционной инстанции не представлено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения суда первой инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чесноковой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.