Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 16 августа 2017 г. по делу N 33а-1141/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Василенко И.И.,
судей Гришина С.В. и Опанасенко В.С.,
при секретаре судебного заседания Азаряне Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 18 мая 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований военнослужащего войсковой части N капитана Абазашвили Василия Александровича об оспаривании бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с необеспечением жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения административного истца Абазашвили В.А. в обоснование поданной жалобы, представителя Министерства обороны Российской Федерации - КашинаД.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
в связи с окончанием в 2013 году срока действия контракта о прохождении военной службы, Абазашвили В.А., имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, проходит военную службу до предоставления жилого помещения по избранному месту жительства в "адрес"
Абазашвили В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать Министерство обороны Российской Федерации выполнить в отношении него условия контракта, обеспечив его жилым помещением в избранном для постоянного проживания месте жительства.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований административному истцу отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. Автор жалобы указывает, что он обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации с требованием о выполнении условий контракта, однако суд рассмотрел его требования как административное исковое заявление об оспаривании бездействия Министра обороны Российской Федерации и ФГКУ "Югрегионжилье", связанного с непредоставлением ему жилого помещения. По мнению автора жалобы, судебное разбирательство не проводилось, поскольку он покинул зал судебного заседания, а ответчик свою позицию не обосновал.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства обороны Российской Федерации Кашин Д.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 ст. 15 данного Федерального закона, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия либо жилые помещения, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
Аналогичный подход сформулирован и в пункте 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями должно реализовываться в порядке очередности.
Из материалов дела следует, что Абазашвили В.А. с 15 августа 2013 г. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства в г. "адрес" с составом семьи один человек.
Из сообщения начальника отделения ФГКУ "Югрегионжилье" от 5 мая 2017 г. N11/1624 видно, что перед истцом в очереди на предоставление жилья в том же населенном пункте находится 25 человек с таким же составом семьи и датой принятия на жилищный учет ранее 15 августа 2013 г.
Таким образом, перед административным истцом находится 25 человек, претендующих на получение жилья, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такого же жилья вне очереди не имеет, поскольку в силу части3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Поэтому гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований истца.
Нарушения судом требований процессуального закона судебной коллегией также не установлено.
В соответствии пунктом 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном указанным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, должностных лиц, государственных служащих.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. Таким образом, нормы главы 22 раздела IVКАС РФ применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой.
Поскольку заявленные истцом требования направлены к органу военного управления в лице Министерства обороны Российской Федерации по вопросу реализации обязательств в рамках военно-служебных отношений, оформленных контрактом о прохождении военной службы, то суд обоснованно рассмотрел данные требования в порядке гл. 22 КАС РФ.
Отсутствие в ходе судебного разбирательства административного истца, добровольно покинувшего зал судебного заседания, и представителя административного ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в соответствии с требованиями части 6 ст. 226 КАС РФ не являлось препятствием для рассмотрения данного дела.
Доводы подателя жалобы о том, что его требования были обращены к Министерству обороны Российской Федерации, а не к Министру обороны Российской Федерации, на правильность судебного постановления не влияют, поскольку в соответствии с пунктом9Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N1082, Министр обороны Российской Федерации возглавляет данный орган военного управления.
Утверждение автора жалобы о том, что Министерством обороны Российской Федерации не была представлена правовая позиция по данному спору, является несостоятельным. Из материалов дела видно, что представителем Министерства обороны Российской Федерации Кашиным Д.В. в суд представлены возражения на административное исковое заявление Абазашвили В.А., которые согласно протоколу судебного заседания от 18 мая 2017г. судом исследованы.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 18 мая 2017 г. по административному исковому заявлению Абазашвили Василия Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.