Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 23 августа 2017 г. по делу N 33а-1195/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А.,
судей Санникова А.Б., Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 16 мая 2017 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований бывшего военнослужащего войсковой части N капитана 1 ранга запаса Бондаренко Владимира Григорьевича о признании незаконными решений начальника 1 отдела (г. "адрес") Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанных с отказом в предоставлении истцу и члену его семьи жилого помещения по договору социального найма и снятии их с жилищного учёта.
Заслушав доклад судьи Костина В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Бондаренко В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решения начальника 1 отдела управления жилищного обеспечения от 18 января 2017 года N 2/сев и N 4/сев о снятии его и члена его семьи с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном в качестве места жительства после увольнения с военной службы городе Москве и об отказе в заключении договора социального найма распределённого жилого помещения, находящегося в этом городе, обязать это должностное лицо отменить указанные решения.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Бондаренко В.Г. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
Истец считает, что суд не принял во внимание, что право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации возникло у него в 1995 году на основании решения командующего Черноморским флотом.
При этом истец ссылается на то, что на основании п. 24 названного Положения и разъяснений Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны от 7 августа 1985 года N 147/2/22537 (с уточнениями от 6 ноября 1985 года N 147/3/22766) в порядке особого исключения и при действительной необходимости, по ходатайству жилищной комиссии и командира войсковой части N решением командующего Черноморским флотом он был повторно принят на жилищный учёт.
Это решение, по мнению подателя жалобы, было принято в соответствии с Законом Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", который не содержал нормы о предоставлении за счёт военного ведомства жилья военнослужащему только один раз, и Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введённым в действие приказом Министра обороны СССР 1975 года N 285.
Бондаренко В.Г. считает, что основания для снятия его с жилищного учёта, предусмотренные пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, отсутствовали, так как по учёту он проходит как бесквартирный, а поэтому при предоставлении жилья в собственность он должен освободить только занимаемую им служебную квартиру.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В силу п. 5 ст. 15 указанного Федерального закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 15 того же Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Содержание названных норм закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя указанной категории военнослужащих, к которой относится Бондаренко В.Г., гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), закон возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
Как видно из материалов дела, в 1983 году по месту прохождения военной службы в городе "адрес" Бондаренко В.Г. на состав семьи из 6 человек был обеспечен трёхкомнатной квартирой по установленным нормам.
После расторжения в 1990 году брака Бондаренко В.Г. добровольно выселился из квартиры и снялся с регистрационного учёта. По решению Гагаринского районного суда города "адрес" от 18 февраля 1991 года он в соответствии со ст. 107 ЖК УССР признан утратившим право пользования этим жилым помещением в связи с выбытием. В 1995 году квартира была передана в собственность в порядке приватизации бывшей супруге истца и его сыну.
7 октября 2005 года Бондаренко В.Г. заключил новый брак с Шеховцовой О.И., которой с 2002 года в пгт. "адрес", г. "адрес" вместе с её сыном принадлежало на праве общей долевой собственности жилое помещение общей площадью 51,3 кв. м, а 12 октября 2005 года она подарила свою долю жилья своему сыну.
С 29 ноября 2005 года по 3 марта 2016 года Бондаренко В.Г. был зарегистрирован в городе "адрес" в жилом помещении общей площадью 30,9 кв. м, принадлежавшем на праве собственности его матери, которая на основании приказа командира войсковой части N от 14 октября 1994 года N 229 была включена в состав его семьи в качестве иждивенца и с 2002 года проживала с ним.
19 марта 2012 года нотариусу нотариального округа Купинского района "адрес" области Бондаренко В.Г. подано заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию, удостоверенное 12 февраля 2002 года.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 18 ноября 2005 года Бондаренко В.Г., его супруга и мать (умерла 25 сентября 2011 года) признаны нуждающимися в жилом помещении в избранном в качестве места жительства после увольнения с военной службы городе "адрес", после чего он включён в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
7 июля 2014 года жилищным органом Бондаренко В.Г. направлено извещение о распределении ему в городе "адрес" на состав семьи из 2 человек двухкомнатной квартиры общей площадью 70,0 кв. м.
Однако при проверке и рассмотрении в 1 отделе управления жилищного обеспечения документов было установлено, что Бондаренко В.Г. ранее обеспечивался по месту военной службы жильём за счёт военного ведомства и не может предоставить документы о его освобождении, а его супруга в 2005 году была принята на жилищный учёт необоснованно, так как не истёк пятилетний срок со времени намеренного ухудшения своих жилищных условий.
Поэтому решениями начальника этого отдела от 18 января 2017 года истец и член его семьи сняты с учёта нуждающихся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ - виду утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, и ему отказано в заключении договора социального найма.
Ссылка в жалобе на то, что в 1995 году у истца возникло право на повторное обеспечение социальным жильём после принятия об этом решения командующим Черноморским флотом в соответствии с действующим в то время жилищным законодательством, противоречит материалам дела.
Из материалов дела следует, что 26 августа 1994 года по ходатайству командира войсковой части N командующим Черноморским флотом было отдано распоряжение начальнику отделения морской инженерной службы о включении Бондаренко В.Г. в очередь на получение жилого помещения.
На основании выданного 1997 отделением морской инженерной службы Черноморского флота ордера от 20 апреля 2001 года N 230 Бондаренко В.Г. была предоставлена в городе "адрес" служебная двухкомнатная квартира, в которой он с супругой проживают до настоящего времени.
Вместе с тем истец относится к той категории военнослужащих, которые при наличии общей продолжительности военной службы 10 лет и более имеют право на обеспечение жилыми помещениями в избранном месте жительства, в частности, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе.
В связи с этим Бондаренко В.Г. был признан нуждающимся в жилом помещении в избранном в качестве места жительства городе "адрес" в связи с предстоящим увольнением с военной службы по возрасту решением жилищной комиссии войсковой части N от 18 ноября 2005 года, а не по решению командующего Черноморским флотом, как это утверждается в жалобе.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Ошибочная ссылка в решении о снятии с жилищного учёта на п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ не может служить основанием для отмены правильного по существу решения, к тому же в обоснование его принятия приведены верные фактические данные.
При таких данных законных оснований для нахождения истца на жилищном учете после его выезда из предоставленной за счет военного ведомства квартиры не имелось. Что же касается вопроса признания нуждающейся в жилье супруги истца, то правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего и они, в случае отсутствия у него необходимых оснований для получения жилья в предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих" порядке, не ограничены в возможности быть обеспеченными жильём в общем порядке, согласно нормам действующего жилищного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 16 мая 2017 года по административному исковому заявлению Бондаренко Владимира Григорьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи А.Б. Санников
М.Б. Шуайпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.