Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.А., Старостиной Г.Г.,
при секретаре Матюхиной К.В.
рассмотрела в судебном заседании 26 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации Пристанского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области " ... " на решение Таврического районного суда Омской области от 05 мая 2017 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие администрации Пристанского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области в отсутствии надлежащей организации по взаимодействию Комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций Пристанского сельского поселения с единой дежурно-диспетчерской службой администрации Таврического муниципального района Омской области.
Обязать администрацию Пристанского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области в течение " ... " со дня вступления административного решения в законную силу организовать взаимодействие Комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций Пристанского сельского поселения с единой дежурно-диспетчерской службой администрации Таврического муниципального района Омской области, путем утверждения порядка действий при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Пристанского сельского поселения, утверждения графика дежурств, назначения ответственного лица, утверждения должностной инструкции ответственного лица".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
установила:
Прокурор Таврического района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пристанского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области (с учетом уточнений) с требованием о признании незаконным бездействия администрации Пристанского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области в отсутствии надлежащей организации по взаимодействию комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций Пристанского сельского поселения с единой дежурно-диспетчерской службой администрации Таврического муниципального района Омской области, возложении обязанности на администрацию Пристанского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области организовать указанное взаимодействие путем утверждения порядка действий при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Пристанского сельского поселения, утверждения графика дежурств, назначения ответственного лица, утверждения должностной инструкции.
В обоснование требований со ссылкой на п. 3,6,11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, указал, что в положении комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций Пристанского сельского поселения порядок взаимодействия с единой дежурно-диспетчерской службой администрации Таврического муниципального района Омской области, не определен. Доказательств такого взаимодействия по запросу прокурора ответчиком не представлено.
В судебном заседании помощник прокурора " ... " поддержала уточненные требования.
Представитель административного истца администрации Пристанского сельского поселения Таврического муниципального района, заинтересованного лица администрации Таврического муниципального района Омской области " ... " исковые требования не признал.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Пристанского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области " ... " просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что в уточненном исковом заявлении прокурор района в нарушение ч. 2 ст. 62 КАС РФ, п.п. 4,7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ не приводит конкретные нормы, обязывающие администрацию к действию. Полагает ссылки прокурора на пункты 3,6 и 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций необоснованными. Отмечает, что постановлением от " ... " года N " ... " на территории Пристанского сельского поселения создана и осуществляет свою деятельность комиссия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Пристанского сельского поселения. В положении о комиссии указано на необходимость взаимодействия с органами и структурами в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, назначено ответственное лицо. Ссылается на представленную в судебное заседание документацию, подтверждающую передачу информации и взаимодействие в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Отмечает, что суд в мотивировочной части решения указывает нормы, относящиеся к защите населения и территории от ЧС, когда за уровнем поселения закреплен вопрос только участия в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах поселения. Полагает, что в администрации сельского поселения в силу закона дежурно-диспетчерская служба создана быть не может, ссылки суда на п. 3 Постановления администрации Таврического муниципального района Омской области несостоятельны. Ссылка суда на пункты ГОСТа Р 22.7.01.99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения" фактического обоснования не имеет, поскольку указанный ГОСТ имеет свое применение для города, а не для сельского поселения. Кроме того вывод суда в части оценки организации взаимодействия комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций поселения и единой дежурно-диспетчерской службой муниципального района судом не мотивирован.
Прокурором Таврического района Омской области " ... " на апелляционную жалобу были принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав прокурора " ... ", судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации (ст. 4 вышеуказанного Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее Положение).
Согласно п. 2 Положения единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В соответствии с п. 10 Положения постоянно действующими органами управления единой системы являются на муниципальном уровне - создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 11 Положения органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Таврического муниципального района Омской области от " ... " года N " ... " создана единая дежурная диспетчерская служба Таврического района (л.д. " ... "), приложением N 1 является Положение о единой дежурно-диспетчерской службе района (ЕДДС) (л.д. " ... ").В соответствии с п. 6 Положения на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Согласно пункту 7 Положения координационными органами единой системы являются на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
Постановлением администрации Пристанского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области от " ... " года N " ... " создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержден её состав, положение о комиссии, назначено ответственное лицо за организацию решения задач в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Пристанского сельского поселения (л.д. " ... ").
Ранее такая комиссия была создана постановлением администрации Пристанского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области от " ... " года N " ... " (л.д. " ... ").
Согласно п. 9 Положения основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются координация деятельности органов управления и сил единой системы (подп. "б"); обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций (подп. "в").
Из положения о комиссии, утв. постановлением администрации Пристанского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области от " ... " года N " ... ", следует, что комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и обеспечению пожарной безопасности является координационным органом муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области на территории Пристанского сельского поселения. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти области и местного самоуправления, заинтересованными организациями и общественными объединениями (п. 1.1, п.1.3) - л.д. " ... ".
Во исполнение Закона N 68-ФЗ, положения, утв. постановлением Правительства РФ 30.12.2003 года N 794, постановления Правительства РФ от 24.03.1997 года N 334 N "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Главы Таврического муниципального района от " ... " года N " ... " "О создании единой дежурно-диспетчерской службе Таврического муниципального района Омской области" " ... " года заключено соглашение между администрацией Таврического муниципального района Омской области и администрацией Пристанского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области (л.д. " ... ").
Согласно указанному соглашению оно определяет порядок сбора, обмена и предоставления информации об угрозе и возникновении ЧС, нарушении в работе систем и объектов жизнедеятельности Таврического муниципального района, иной информации между единой дежурно-диспетчерской службой и администрацией сельского поселения.
В соглашении прописано, что относится к незамедлительной, срочной, обобщенной информации, но, во всяком случае, предоставление информации администрацией сельского поселения диспетчеру единой диспетчерской службе должно осуществляться ежедневно с " ... ".
Как следует из копий рабочих тетрадей оперативного дежурного ЕДДС Таврического муниципального района с " ... " года (л.д. " ... "), также за " ... " года (л.д. " ... "), такая информация администрацией сельского поселения не предоставляется, взаимодействие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, входящей в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с единой дежурно-диспетчерской службой администрации Таврического муниципального района Омской области, не организовано, в такой ситуации суд первой инстанции правомерно признал бездействие администрации незаконным с возложением обязанности организовать взаимодействие комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций Пристанского сельского поселения с единой дежурно-диспетчерской службой администрации Таврического муниципального района Омской области. Иного органа, входящего в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционирующего в режиме повседневной деятельности, и обеспечивающего взаимодействие с единой диспетчерской службой, администрацией Пристанского сельского поселения не создано. Работники администрации, включаемые в графики дежурств, не могут быть отнесены к числу субъектов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что в положение о комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций Пристанского сельского поселения включены требования п. 9 Положения, которые исполняются, при том положении, что не исполняется соглашение от " ... " года во внимание приняты быть не могут.
Ссылки на то, что указанное соглашение исполняется, опровергается представленными журналами копий рабочих тетрадей оперативного дежурного ЕДДС Таврического муниципального района с " ... " года, также за " ... " года.
Отсутствие претензий сторон соглашения друг к другу по вопросу его исполнения не свидетельствует о бездействии администрации сельского поселения.
Указание на то, что п. 4 постановления администрации Пристанского сельского поселения от " ... " года N " ... " назначено ответственное лицо, не опровергают выводов суда, поскольку как указано выше ежедневное информирование дежурного ЕДДС Таврического муниципального района не осуществляется.
Доводы жалобы относительно того, что суд в мотивировочной части решения приводит все нормы, относящиеся к защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, что в силу ч. 3 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", предписывающей запрет на закрепление вопроса местного значения за сельским поселением, предусмотренного п. 23 ч. 1 ст. 14 Закона, безосновательны.
Суд не решал вопроса о выполнении администрацией мероприятий, направленных на организацию и осуществление мер по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ошибочное применение судом ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 09.11.1999 года N 400-ст, п. 3 постановления администрации Таврического муниципального района N " ... " от " ... " к неправильному рассмотрению дела не привело.
Вопреки доводам жалобы правовое обоснование иска прокурором определено верно.
Ссылки в жалобе на несоответствие административного искового заявления прокурора требованиям КАС Российской Федерации во всяком случае поводом для вмешательства в обжалуемое решения являться не могут.
С учетом поступления от прокурора заявления об отказе от требований в части возложения обязанности на Администрацию Пристанского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области по утверждению графика дежурств, назначения ответственного лица, утверждения должностной инструкции ответственного лица решение суда в указанной части подлежит отмене с прекращением производства по делу.
В остальной части решение суда судебная коллегия находит решение законным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Таврического районного суда Омской области от 05 мая 2017 года в части возложения обязанности на администрацию Пристанского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области по утверждению графика дежурств, назначения ответственного лица, утверждения должностной инструкции ответственного лица отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.