Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.,
при секретаре Матюхиной К.В.
рассмотрела в судебном заседании 16 августа 2017 года дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска на решение Центрального районного суда города Омска от 20 июня 2017 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, выраженного в ответе от 03 марта 2017 N " ... ", об отказе о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером " ... ", без проведения торгов.
Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска рассмотреть заявление Гаражно-потребительского кооператива "Мотор 81" и принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства о предоставлении членам Гаражно-потребительского кооператива "Мотор 81" в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером " ... ", почтовый адрес ориентира: " ... ", категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под строительство двухэтажного гаража с хозяйственными кладовыми, без проведения торгов".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Гаражно-потребительский кооператив "Мотор-81" (далее - ГПК "Мотор-81") обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Администрации " ... ".
В обоснование требований указал, что Департамент в письме от 03.03.2017 N Исх-ДИО/" ... " отказал в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером " ... " без проведения торгов.
Отказ мотивирован тем, что заявителем не были представлены документы, подтверждающие расположение 20 гаражных боксов в здании с кадастровым номером " ... ".
Истец, не соглашаясь с данным отказом, указывает, что земельный участок используется для размещения гаражных боксов в количестве 40 штук, расположенных в здании с кадастровым номером N " ... ".
Все 40 гаражных боксов стоят на кадастровом учете, и на них зарегистрировано право собственности.
Оснований для отказа в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером " ... " у Департамента не имеется, поскольку исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Просил признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, изложенное в письме от 03.03.2017 N Исх-ДИО/" ... ", об отказе о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером " ... ", без проведения торгов.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что решение вынесено незаконно, необоснованно, при нарушении норм материального права. Отказ в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность без проведения торгов соответствует закону. Председателем ГПК "Мотор-81" не были представлены документы, подтверждающие расположение 20 гаражных боксов в здании с кадастровым номером " ... ".
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГПК "Мотор-81" Кицын А.В. просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на них, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В силу ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом не допущено.
Как следует из материалов дела, ГПК "Мотор-81" (место нахождения: " ... ", ОГРН " ... ", ИНН " ... ") зарегистрировано в качестве юридического лица " ... " года.
Из устава ГПК "Мотор-81" следует, что постановлением главы Администрации г. Омска от 24.09.1992 года N " ... ", постановлением Первого заместителя главы Администрации г. Омска от 03.04.1995 года N " ... "-П, распоряжением Первого заместителя Главы городского самоуправления от 10.07.1997 года N " ... "-р ГПК "Мотор-81" в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью " ... " кв. м, почтовый адрес ориентира: " ... ", для организации строительства и эксплуатации коллективного гаража-стоянки (л.д. " ... ").
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером N " ... ", расположенного в границах территориальной зоны производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности, образован земельный участок площадью " ... " кв. м, поставленный на кадастровый учет " ... " с присвоением кадастрового номера " ... ", почтовый адрес ориентира: Ленинский АО г. Омска, " ... ", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство двухэтажного гаража с хозяйственными и кладовыми.
В границах земельного участка с кадастровым номером " ... " имеется объект капитального строительства - нежилое здание (двухэтажные гаражи) " ... " года постройки с кадастровым номером " ... ", состоящее из гаражных боксов (с 35 по 74), смотровых ям и погребов (л.д. " ... "), площадь застройки " ... " кв.м.
На указанном земельном участке расположены нежилые помещения - 40 гаражных боксов (с 35 по 74), принадлежащих на праве собственности членам ГПК "Мотор-81".
11.04.2016 года Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска принято распоряжение N " ... " о предварительном согласовании предоставления ГПК "Мотор-81" земельного участка в собственность.
С целью оформления прав на земельный участок 14.12.2016 года председатель ГПК "Мотор-81" Кицын А.В., действующий на основании протокола общего собрания от " ... ", обратился в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность членов ГПК "Мотор-81" земельного участка с кадастровым номером " ... " без проведения торгов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ.
По результатам рассмотрения данного заявления Департамент направил в адрес заявителя письмо от 03.03.2017 года N Исх-ДИО/" ... " об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
В качестве правового основания для отказа уполномоченный орган сослался на положения п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ - с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В обоснование своего решения ответчика указал, что в кадастровом паспорте здания от " ... "N " ... " указаны лишь 20 кадастровых номеров гаражных боксов. Документы, подтверждающие расположение остальных 20 гаражных боксов в здании с кадастровым номером " ... ", ГПК "Мотор-81" не представлены.
Разрешая спор, суд признал оспариваемый отказ департамента незаконным, указав, что испрашиваемый земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости, в пределах указанного земельного участка расположено здание с кадастровым номером " ... ", факт принадлежности по праву собственности членам кооператива гаражных боксов ответчиком не оспаривается.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается в силу следующего.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из положений статьи 39.3 Земельного кодекса РФ следует, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ). Для реализации указанного права заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Материалами дела подтверждено, что ГПК "Мотор-81" с целью приобретения права собственности на земельный участок, занимаемый гаражными боксами, обращался в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о предварительном согласовании земельного участка.
" ... " директором Департамента имущественных отношений принято распоряжение N " ... " о предварительном согласовании предоставления гаражно-потребительскому кооперативу земельного участка (л.д. " ... ").
Согласно пунктам 1, 2 распоряжения Департаментом утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером " ... ", относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 1953 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером " ... ", и предварительно согласовано предоставление в собственность земельного участка с условным номером " ... ".
В пункте 4 названного распоряжения указано, что ГПК "Мотор-81" вправе обращаться без доверенности в федеральный орган исполнительной власти уполномоченный в области государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке установленном Федеральным законом "О государственном кадастра недвижимости".
В пункте 6 определено, что срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
Председатель ГПК "Мотор-81" обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером " ... " в общую долевую собственность, представив в том числе заявления от членов гаражно-потребительского кооператива, свидетельства о праве собственности членов ГПК на гаражные боксы, копии кадастрового паспорта земельного участка, технического паспорта нежилого строения, кадастровые паспорта на боксы 35-74, заключение кадастрового инженера.
В целях проверки достоверности данных 28.02.2017 года Департаментом получена выписка из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером " ... ", в которой указано 20 кадастровых номеров помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении: " ... " (л.д. " ... ").
Кроме того, Департаментом запрошены выписка из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области на 40 кадастровых паспортов, на основании которой сделан вывод, что в здании с кадастровым номером " ... " расположено только 20 боксов
Между тем, в соответствии с техническим паспортом нежилого строения по " ... " инвентарный N " ... " литера " ... " от " ... " в указанном здании расположены помещения (гаражи с овощехранилищами) в количестве 40 штук с N 35 по N 74. Указанное также следует из представленного в материалы дела заключения кадастрового инженера.
Право собственности членов ГПК "Мотор-81" на гаражные боксы N 35-74, расположенные в здании с кадастровым номером " ... ", подтверждается материалами дела и в суде ответчиком не оспаривалось.
В ходе судебного разбирательства на основании запроса суда от 19.07.2017 года получена выписка, из которой усматривается, что в здании с кадастровым номером " ... " расположено 40 помещений, машино-мест по следующими кадастровыми номерами: " ... " (л.д. " ... ").
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что приведенные в письме от 03.03.2017 года фактические обстоятельства для отказа в предоставлении земельного участка, при наличии зарегистрированных прав на объекты, постановки их на кадастровый учет, не могут являться основанием для отказа, предусмотренным пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
Отказ Департамента в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером " ... " нарушает исключительное право собственников гаражных боксов на приобретение земельного участка, под принадлежащим им объектом недвижимости.
Поскольку основанием для возникновения права общей долевой собственности членов гаражного кооператива на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов в силу действующего законодательства является акт органа местного самоуправления (подпункт 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ, пункт 5 статьи 39.17 Земельного Кодекса РФ), судебная коллегия соглашается с выводом суда о возложении на Департамент обязанности в соответствии пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ принять решение о предоставлении в собственность членов гаражного кооператива земельного участка для эксплуатации гаражных боксов.
Исходя из установленных обстоятельств, с учетом положений норм действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у членов ГПК "Мотор-81" права на приобретение спорных земельных участков в собственность.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и применены соответствующие нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 20 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.