Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.
при секретаре Матюхиной К.В.
рассмотрела в судебном заседании 23 августа 2017 года дело по апелляционной жалобе Триппеля Алексея Александровича на решение Октябрьского районного суда г. Омска от " ... ", которым административное исковое заявление Триппеля Алексея Александровича об оспаривании решения Октябрьской окружной избирательной комиссии N 8 по выборам депутатов Омского городского Совета шестого созыва оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Триппель А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Октябрьской окружной избирательной комиссии N 8. В обоснование указал, что участвует в избирательной компании по выборам депутатов Омского городского Совета шестого созыва в качестве самовыдвиженца в кандидаты в депутаты по одномандатному избирательному округу N 16 г. Омска.
Решением Октябрьской окружной избирательной комиссии N 8 по одномандатному избирательному округу N 16 от 09.08.2017 N " ... " ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Омского городского Совета шестого созыва.
Основанием для отказа в регистрации явилось выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В основу решения комиссии был положен протокол проверки подписных листов, подготовленный рабочей группой по приёму и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами от 05.08.2017.
Полагал, что решение Омской городской избирательной комиссии принято в отсутствие правового регулирования спорного вопроса законом субъекта РФ.
К настоящим правоотношениям необходимо применять нормы Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
Так, основанием для отказа в регистрации истца кандидатом в оспариваемом решении избирательной комиссии указано недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 17 статьи 24 Закона Омской области).
Между тем, при проверке подписных листов избирательной комиссией недостоверных подписей выявлено не было.
Отсутствие в Законе Омской области формы подписного листа, порядка его заполнения и заверения, порядка проверки подписей избирателей и оснований признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными привело к тому, что избирательная комиссия в своей деятельности осуществляла технический контроль, а не проверку подлинности подписей избирателей.
Просил по изложенным основаниям отменить решение Октябрьской окружной избирательной комиссии N 8 по одномандатному избирательному округу N 16 от 09.08.2017 N " ... " "Об отказе в регистрации Триппелю А.А. кандидатом в депутаты Омского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу N16"; обязать Октябрьскую окружную избирательную комиссию N 8 по одномандатному избирательному округу N 16 зарегистрировать Триппеля А.А. кандидатом в депутаты Омского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Триппель А.А. просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Считает решение суда принятым с нарушением норм материального и процессуального права и при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. Отмечает, что Закон Омской области от 07.07.2003 N 456-03 "О выборах в органы местного самоуправления Омской области", не установив форму подписного листа, порядок его заполнения и заверения и особенно порядок проверки подписи избирателя и основания признания подписи избирателя недостоверной и (или) недействительной, нарушает право гражданина РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. В этой связи полагает, что применению подлежал Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". Отмечает, что при рассмотрении дела в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона N 67 суд первой инстанции провёл повторную проверку 7 подписей избирателей, из 26-ти признанных Октябрьской окружной избирательной комиссией N 8 недействительными и (или) недостоверными, допросив 7 свидетелей (ФИО1, ФИО2., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7).
Достоверность и действительность семи вышеуказанных подписей избирателей не была опровергнута в процессе судебного разбирательства.
Таким образом, количество достоверных подписей, представленных кандидатом в окружную избирательную комиссию, возрастает до 219, при необходимых 217, что является достаточным для регистрации кандидата в депутаты.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Октябрьского АО г. Омска Голубь В.В. просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, заслушав Триппеля А.А., представителей Дьякову Ю.С., Рассказова А.А., Бутакова А.В., представителя Октябрьской окружной избирательной комиссии N 8 Клименко В.И., прокурора Свита М.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 310 КАС РФ).
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Постановлением Омского городского Совета от 14.06.2017 года N 1894 выборы депутатов Омского городского Совета шестого созыва назначены на 10.09.2017 года.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 32 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим федеральным законом, иным законом; непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения.
Пунктом 1 ст. 34 указанного Федерального закона предусмотрено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Частью 2 ст. 23 Закона Омской области от 07.07.2003 N 456-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления Омской области" (далее - Закон Омской области от 07.07.2003 N 456-ОЗ) определено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, должно составлять 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может быть менее 10 подписей.
В соответствии с приложением к Решению Омской городской избирательной комиссии от 01.06.2017 года N 9-35 "О количестве представляемых для регистрации и подлежащих проверке подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Омского городского Совета шестого созыва" количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов по одномандатному избирательному округу N 16 составляет 217, а максимальное количество представляемых для регистрации подписей (+10%) - не более 238.
Основаниями отказа в регистрации кандидата в силу пп. "г.1" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, в случае, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей.
Аналогичное положение закреплено в ст. 24 Закона Омской области от 07.07.2003 N 456-ОЗ.
Как усматривается из материалов дела, 20.07.2017 года в Октябрьскую окружную избирательную комиссию N 8 поступило заявление Триппеля А.А. о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения в качестве кандидата в депутаты Омского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 (л.д. " ... ").
31.07.2017 года кандидатом были представлена 1 папка с 238 подписями избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
02.08.2017 года рабочей группой комиссии по приему и проверке избирательных документов, представляемыми кандидатами, выдвинутыми по одномандатным избирательным округам N 15 и N 16, в Октябрьскую окружную избирательную комиссию N 8, проведена проверка подписей избирателей в поддержку кандидата Триппеля А.А.
После проверки подписных листов Государственной автоматизированной системой "Выборы" было выявлено 23 не соответствующие действительности подписи (неправильно указан адрес, серия и номер паспорта, год рождения избирателей).
04.08.2017 года по запросу в Октябрьскую окружную избирательную комиссию N 8 поступили результаты проверки из Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области.
На основании справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации 17 подписей избирателей признаны комиссией недействительными в соответствии с пп. "в" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона 12.06.2002 N 67-ФЗ, 9 подписей признаны недействительными в соответствии с пп. "з", "г", н" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
04.08.2017 года рабочей группой составлена ведомость проверки подписных листов.
Итоговым протоколом рабочей группы от 05.08.2017 года 26 подписей избирателей были признаны недействительными, из них:
- 17 подписей в связи с указанием сведений об избирателе, не соответствующих действительности (на основании справки органа регистрационного учета либо на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке) (пп. "в" п. 6.4 ст. 38 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (подписные листы 6, 16, 28, 30, 31, 32, 33, 45, 46, 50, 59, 69, 70, 71, 73);
- 1 подпись в связи с неуказанием для лиц в возрасте 18 лет на день голосования число и месяц рождения (пп. "г" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ) (подписной лист " ... ");
- 3 подписи в связи с отсутствием или неуказанием паспортных данных избирателя (пп. "г" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ) (подписные листы " ... ", " ... ");
- 3 подписи в связи с указанием не в полном объеме сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (пп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ) (подписной лист " ... ");
- 2 подписи в связи с тем, что подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (пп. "н" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ) (подписной лист " ... "
09.08.2017 года на указанный протокол проверки Триппелем А.А. поданы возражения со ссылкой на технический характер допущенных ошибок (л.д." ... ").
09.08.2017 на заседании комиссии возражения на протокол были рассмотрены и отклонены.
Поскольку количество выявленных недействительных подписей избирателей составило 11% 09.08.2017 года Октябрьской окружной избирательной комиссией N 8 одномандатных избирательных округов N 15 и N 16 принято решение N " ... " об отказе Триппелю А.А. в регистрации кандидатом в депутаты Омского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16.
Полагая решение избирательной комиссии незаконным, Триппель А.А. обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался пп. "в", "г", "н", "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и пп. "г.1" и "д" пункта 17 статьи 24 Закона Омской области от 07.07.2003 N 456-ОЗ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что изложенные в решении суда выводы основаны на материалах дела и анализе действующего законодательства.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ, Закон Омской области от 07.07.2003 N 456-ОЗ связывают возможность регистрации кандидата с рядом требований, в том числе формального характера, что соответствует принципу равного избирательного права.
Согласно п. 6.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной (недействительной).
Пунктом 6.3 статьи 38 Федерального закона определено, что недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Из п. 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ следует, что недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.
Содержащиеся в итоговом протоколе проверки выводы рабочей группы относительно признания недействительными 26 подписей избирателей по основаниям их несоответствия требованиям пп. "в", "г", "з", "н" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
В пункте 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ закреплено, что избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Согласно пп. "в" п. 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.
В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
При исследовании 17 подписей в подписных листах 6, 16, 28, 30, 31, 32, 33, 45, 46, 50, 59, 69, 70, 71, 73, на основании надлежаще заверенной справки Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области установлены следующие нарушения: неверно указан адрес места жительства, неверно указан год рождения избирателей, неверно указаны паспортные данные избирателей.
Указанные нарушения являются безусловным основанием для признания подписей, содержащихся в подписных листах, недействительными по основанию, предусмотренному пп. "в" п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Кроме того, установлено нарушение, являющееся основанием для признания подписей, содержащихся в подписных листах, недействительными по основанию, предусмотренному пп. "з" п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, а именно на подписном листе 15 не указаны серия и номер паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей.
В силу п. 12 ст. 37 названного федерального закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату её внесения.
Подпункт "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ предусматривает признание недействительными всех подписей избирателей, если в подписном листе сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.
По основанию, предусмотренному пп. "н" п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, а именно подпись избирателя внесена в подписной лист позже заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, признаны недействительными две подписи.
Судебная коллегия отмечает, что персональные данные с выявленными искажениями исполнены четко и однозначно, хорошо читаемы, несоответствия персональных данных не вызваны особенностями почерка избирателей или лиц, осуществлявших сбор подписей.
Доводы административного истца о том, что данные ошибки носят технический характер, являются описками, судом в качестве свидетелей допрошены 7 избирателей, требуемые законом сведения об избирателях, сборщике подписей не препятствуют достоверному установлению их личностей судом, отклоняются, поскольку требования законодателя применительно к изложению в подписных листах сведений об избирателях обязательны для исполнения каждым кандидатом, носят строго формальный характер и потому не позволяют отнести их нарушение к категории несущественных.
Иное означало бы прямое нарушение принципа равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях, установленного п.1 ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Довод о необходимости применения к настоящим правоотношениями нормы Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" получил надлежащую правовую оценку в решении, оснований не соглашаться с которой у судебной коллегии не имеется.
Порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, требования к изготовлению подписных листов, внесение необходимых сведений в подписной лист и его заполнение, а также необходимость соблюдения требований к форме подписного листа определены положениями ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Основания признания подписи недействительной закрепляются в п.6.4 настоящего Федерального Закона.
В силу п. 6 ст. 23 Закона Омской области от 07.07.2003 N 456-ОЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 6 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложению 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложению 7.1 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме, установленной в приложении N 2 к настоящему Закону.
Вопросы формы подписных листов, проверки подписных листов, признания подписей недействительными являются урегулированными как на федеральном, так и на региональном уровне. Доводы жалобы об обратном, подлежат отклонению.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому не могут повлечь отмену либо изменение правильного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от 16 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.