Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андриановой И.В.,
судей: Альчиковой Е.В., Малининой О.Н.,
при секретаре Коломытцевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2017 г. гражданское дело по иску Кудриной Натальи Александровны к администрации г.Тамбова, АО "Газпром газораспределение Тамбов" о признании имущества бесхозяйным, возложении обязанности провести процедуру регистрации и постановки на баланс объектов газораспределения,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Тамбова по доверенности Кубриковой Валентины Александровны на решение Советского районного суда г. Тамбова от 17 мая 2017 г.
Заслушав доклад судьи Андриановой И.В., апелляционная инстанция
установила:
Кудрина Н.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Тамбова, акционерному обществу "Газпром газораспределение Тамбов" (далее - АО "Газпром газораспределение Тамбов") о признании имущества бесхозяйным, возложении обязанности провести процедуру регистрации и постановки на баланс объектов газораспределения, в обоснование заявленных требований указав, что в 2002 году были построены и введены в эксплуатацию объекты газораспределения, расположенные в районе ***В, в том числе подземный газопровод высокого давления от шкафа распределительного понижающего (далее-ШРП) до газопровода, стоящего на балансе ОАО "Газпром газораспределение Тамбов" и сам ШРП. Указанные объекты строились на средства собственников домов по *** (N***-***) в соответствии с Проектом комплексной индивидуальной застройки по ***.
В июле 2016 г. произошла авария на ШРП и подача газа была прекращена. Как выяснилось, ШРП и газопровод высокого давления являются бесхозяйными, не стоят на балансе ОАО "Газпром газораспределение Тамбов" - Тамбовский филиал, в связи с чем жителям вышеназванных домов по *** было отказано в ремонте ШРП.
В связи с вышеизложенным жители названных домов обратились в администрацию г.Тамбова с просьбой зарегистрировать как бесхозяйное имущество объекты недвижимости - ШРП и газопровода высокого давления с последующей постановкой на баланс в соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако получили отказ от Комитета по управлению муниципальным имуществом города.
В настоящее время объекты газораспределения находятся в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии, требуют проведения ремонта. Кроме того, в ШРП возможно проникновение лиц, не имеющих постоянного места жительства, детей, что может привести к созданию взрывоопасных ситуаций.
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 17 мая 2017 г. исковые требований Кудриной Н.А. удовлетворены частично. Судом постановленообязать администрацию г. Тамбова обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, провести процедуру регистрации и постановки на баланс расположенного в районе *** "***" в г.Тамбове имущества: ШРП (шкаф распределительный понижающий) законченный строительством монтаж ГСТО-5; надземный газопровод d-57x3,5мм низкого и высокою давления L-3м и газопровод высокого давления общей протяженностью L- 12,5м: газопровод из стальных труб подземный d-57хЗ,5мм L-10,5м; надземный d-57x3,5мм L- 2,0м.
В апелляционной жалобе представитель администрация г. Тамбова по доверенности Кубрикова В.А. просит решение суда отменить. Указывает, что подземный газопровод высокого давления и шкаф распределительный понижающий, о которых заявлено в исковом заявлении, не являются бесхозяйными вещами, их собственниками являются третьи лица. Обращает внимание на то, что об отказе от права собственности на названное недвижимое имущество в судебном заседании заявлено только Кудриной Н.А. и Абрамовым А.И., позиция иных собственников неизвестна. Кроме того, заявлений об отказе собственников от объекта недвижимости в администрацию г. Тамбова не поступало. Считает, что у суда не имелось оснований для признания указанных объектов бесхозяйными.
Ссылается на часть 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Считает, что суд в нарушение данной нормы постановилрешение, не указав на основании каких правовых норм спорное имущество администрация г.Тамбова обязана поставить на баланс.
Полагает, что требования в части проведения процедуры регистрации заявлены преждевременно и не могут быть осуществлены органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с несоответствием нормам действующего законодательства.
Указывает, что в Реестре муниципального имущества г. Тамбова не числится подземный газопровод высокого и низкого давления и пункт редуцирования газа (ШРП) по *** "***" ***.
Ссылается на позицию Конституционного суда Российской Федерации, выраженную в определении по конкретному делу, в соответствии с которой в системе действующего правового регулирования предполагается необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества в муниципальную собственность.
Кроме того, считает, что к участию в деле в качестве надлежащего ответчика должна была быть привлечена администрация Тамбовской области.
В возражениях на апелляционную жалобу Кудрина Н.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрация г. Тамбова по доверенности Кубриковой В.А. - без удовлетворения. Указывает, что истец и третьи лица не являются собственниками ШРП, поскольку отсутствует регистрация их права собственности на спорное имущество в ЕГРП, соответственно, ШРП и газопровод высокого давления являются бесхозяйными и подлежат постановке на учет в муниципальную собственность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Указывает, что ШРП и газопровод высокого давления расположены на охранной зоне муниципального участка.
Возражает против довода жалобы администрации г. Тамбова о привлечении в качестве соответчика администрации Тамбовской области, поскольку ответы на все вопросы компетентных органов имеются в материалах дела.
Отмечает, что внешний вид ШРП не соответствует ГОСТ-Р-54960-2012 "Системы газораспределительные. Пункты редуцирования газа шкафные. Общие технические требования".
*** в адрес Тамбовского областного суда поступили заявления от третьих лиц Коржова А.М., Колчина М.А., Абрамова А.И., Пчелинцева П.Б., Светиковой Е.А., Стародубовой Н.И., Мордовиной А.И., Фурсова Н.П., Косенковой М.Л., Колчиной Е.В., Венцеровой М.В., Демидовой Н.И., Сорокина В.Н., в которых сообщается, что указанные лица финансировали строительство газопровода и ШРП в районе *** "***" *** в 2002 году, однако никаких действий по регистрации прав собственности на ШРП и газопровод высокого давления не предпринимали и не будут этого делать в дальнейшем.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав лиц, участвующих в деле, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещённых АО "Газпром газораспределение Тамбов" и третьих лиц - собственников домов по ***, направивших в суд апелляционной инстанции письменные заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие и изложением своей позиции по принятому решению, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2 Федерального закона N 69-ФЗ от 31 марта 1999 г. "О газоснабжении в РФ" газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по транспортировке и поставкам газа посредством использования газораспределительной системы, являющейся имущественным производственным комплексом, состоящим из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со статьёй 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Право собственности на спорный газопровод ни за кем не зарегистрировано.
В соответствии с положениями пунктов 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. N 931 "Об установлении порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей" в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлен единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2, 3, 5 указанного Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав);
территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав).
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в 2002 году собственниками ряда домов по *** на собственные средства были построены и введены в эксплуатацию объекты газораспределительной системы, расположенные в районе ****** а именно: шкаф распределительный понижающий (ШРП) законченный строительством монтаж ГСГО-5; надземный газопровод d-57 х 3,5 мм низкого и высокого давления L-3 м; газопровод высокого давления общей протяженностью L-12,5 м: газопровод из стальных труб подземный d-57 х 3,5 мм L-10,5 м; надземный d-57 x 3,5 мм L-2,0 м.
Строительство газопровода осуществлялось в соответствии с Проектом комплексной индивидуальной застройки по ***, прошедшим согласование с коммунальными службами города, генеральным подрядчиком выступал ОАО "Тамбовоблгаз".
По завершении строительства приемочная комиссия *** составила акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения: газопровод высокого давления и ШРП по ********* (л.д.9).
В настоящее время к указанным объектам газораспределения подсоединены 13 домовладений, собственники которых являлись участниками долевого строительства.
В июле 2016 года произошла авария на ШРП, в результате которой была прекращена подача газа. Тогда же выяснилось, что ШРП и газопровод высокого давления не находятся на обслуживании в газовой службе города, не стоит на балансе муниципального образования и на него не оформлено право собственности, то есть фактически указанное недвижимое имущество является бесхозяйным.
По указанной причине АО ""Газпром газораспределение Тамбов" отказало жителям вышеназванных домов по *** в ремонте ШРП (л.д.7), в результате чего для производства ремонтных работ истец Кудрина Н.А., являющаяся собственником ***-*** по ***, была вынуждена заключить с АО "Газпром газораспределение Тамбов" договор на техническое обслуживание и ремонтные работы от *** и оплатить за ремонтные работы *** руб.
Обращение жителей названных домов в администрацию г.Тамбова с просьбой зарегистрировать как бесхозяйное имущество объекты недвижимости - ШРП и газопровод высокого давления с последующей постановкой на баланс оставлено без удовлетворения со ссылкой на то, что строительство газопровода осуществлялось за счёт средств собственников домов по ***, следовательно, данное имущество находится в общей долевой собственности и бесхозяйным не является. Кроме того, в ответе Комитета по управлению имуществом г. Тамбова указано, что собственники вправе распорядиться данными объектами газораспределения только после государственной регистрации на них права собственности в Управлении Росреестра по Тамбовской области, ввиду чего принять газопровод в муниципальную собственность не представляется возможным (л.д.8).
Истец Кудрина Н.А. обратилась в суд к администрации г. Тамбова и АО "Газпром газораспределение Тамбов" с настоящим иском, указав третьими лицами на стороне истца других собственников домов по ***, на чьи средства в 2002 году был построен газопровод, и указала, что собственники указанных домов с 2002 года не оформили право общей долевой собственности газопровод и не собираются этого делать в будущем, что свидетельствует об их отказе от собственности. Вместе с тем, объекты газораспределения находятся в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии, требуют проведения ремонта, шкаф распределительный понижающий находится на улице и в него могут проникнуть посторонние лица либо дети, что может привести к созданию взрывоопасных ситуаций.
Удовлетворяя исковые требования Кудриной Н.А. к администрации г. Тамбова и отказывая в иске к АО "Газпром газораспределение Тамбов", суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона N 69-ФЗ от 31 марта 1999 г. "О газоснабжении в РФ", статьи 225, 235, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу о том, полномочия по обращению в орган, осуществляющую государственную регистрацию права, с заявлением о постановке недвижимого имущества на учёт в качестве бесхозяйного предоставлены законом органу местного самоуправления, на территории которого расположены такие объекты.
Суд также указал, что осуществление данных полномочий направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья жителей муниципального образования при эксплуатации зданий и сооружений, следовательно, являются обязанностью органа местного самоуправления, а также что непринятие администрацией г. Тамбова мер по постановке на учёт спорного имущества в качестве бесхозяйного приводит к его дальнейшему разрушению и нарушает права жителей города.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы и соответствуют исследованным в ходе рассмотрения дела доказательствам.
Из положений части 2 статьи 1, части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 3 июля 2017 г., действовавшей на момент принятия судом решения) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г, N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Таким образом, объекты недвижимого имущества - ШРП и газопровод низкого и высокого давления, являющиеся предметом спора, относятся к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения, и могут находиться в муниципальной собственности.
Истец и третьи лица, построившие в 2002 году газопровод за собственный счет, фактически добровольно приняли на себя исполнение части полномочий местного самоуправления, обеспечив себя газом самостоятельно.
Однако данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от обязанности решать вопрос газоснабжения населения в том случае, когда право собственности на газопровод ни за кем не зарегистрировано 15 лет и газопровод никем не обслуживается.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у администрации г. Тамбова обязанности принять меры для постановки на учет как бесхозяйного газопровода, обеспечивающего газоснабжение населения, не соответствует системному толкованию вышеуказанных норм закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что не все собственники домов по *** отказались от права собственности, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку из заявлений всех собственников домов N***-***, являющихся по настоящему делу третьими лицами, следует, что они поддерживают иск Кудриной Н.А. и не намерены оформлять право общей долевой собственности на газопровод.
Суд правильно расценил действия собственников домов, финансировавших строительство газопровода в 2002 году, на протяжении многих лет не предпринимавших мер к оформлению права общей долевой собственности и обслуживанию газопровода, как отказ от прав на него.
Одним из оснований прекращения права собственности согласно положениям пункта I статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации является отказ собственника от права собственности.
Пунктом 1 статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
К таким действиям относится, в том числе, необеспечение надлежащего содержания имущества, влекущее прекращение существования вещи (разрушение, утрата ценности и т.п.), а также непринятие мер к регистрации права собственности на недвижимое имущество на протяжении длительного времени.
Согласно сведениям управления Росреестра по Тамбовской области информация о зарегистрированных правах на объект недвижимости - систему газоснабжения по *********, отсутствует.
Довод апелляционной жалобы о непривлечении судом в качестве соответчика администрации Тамбовской области судебная коллегия находит необоснованным, поскольку исковые требования Кудриной Н.А. заявлены к администрации г. Тамбова, которая при рассмотрении дела судом первой инстанции не заявляла такого ходатайства. Кроме того, в апелляционной жалобе отсутствует обоснование необходимости привлечения к участию в деле администрации Тамбовской области.
Вместе с тем, рассматривая дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает заслуживающим внимание довод жалобы о неправомерном возложении на администрацию г. Тамбова обязанности по проведению процедуры регистрации спорного недвижимого имущества и постановке на баланс, поскольку это противоречит закону.
Соглашаясь в целом с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым уточнить и привести в соответствие с законом формулировку резолютивной части решения, исключив из неё указание о возложении на администрацию г. Тамбова обязанности по проведению процедуры регистрации спорного недвижимого имущества и постановке на баланс.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
определила:
Решение Советского районного суда г. Тамбова от 17 мая 2017 г. изменить. Изложить второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
Обязать администрацию г. Тамбова в течение 1 (одного) месяца после вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного в районе ***-*** по ***, состоящего из следующих объектов: шкаф распределительный понижающий (ШРП) законченный строительством монтаж ГСТО-5; надземный газопровод d-57x3,5мм низкого и высокого давления L-3м и газопровод высокого давления общей протяженностью L-12,5м: газопровод из стальных труб подземный d-57х3,5мм L-10,5м; надземный d-57X3,5ММ L- 2,0м.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.