Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Бурашниковой Н.А.
судей Баранова В.В., Курохтина Ю.А.
при секретаре Кулешовой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 августа 2017 г. административное дело по административному исковому заявлению Шебалкина Игоря Викторовича к администрации Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области о признании незаконными действий и возмещении убытков
по апелляционной жалобе Шебалкина Игоря Викторовича на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 24 апреля 2017 г.
Заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия
установила:
Шебалкин И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области о признании незаконными действий, связанных с отказом в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** в аренду и возмещении убытков по проведению кадастровых работ в сумме 8 600 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании постановлений администрации Моршанского района Тамбовской области N *** и N *** от 4 апреля 2013 г. были утверждены схемы расположения земельных участков, расположенных по адресу: Тамбовская область, Моршанский район, *** в районе домов N *** и N ***. Данные земельные участки были им поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами *** и *** соответственно. Общая стоимость проведения кадастровых работ составила 8 600 руб., которые были им уплачены ООО (ЗКП) "Тамбовгеосервис".
9 марта 2016 г. им в администрацию Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области были поданы заявления о предоставлении указанных земельных участков в аренду.
8 июня 2016 г. администрация Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области в письменном ответе сообщила, что по земельному участку с кадастровым номером *** ведется переписка с Тамбовским филиалом ПАО "Ростелеком" по вопросу нахождения на данном земельном участке объекта недвижимости.
17 мая 2016 г. администрация Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области в письменном ответе сообщила, что земельный участок с кадастровым номером *** предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБУК "Районный центр культурно - досуговой деятельности" Моршанского района Тамбовской области для проведения массовых культурно-досуговых мероприятий районного и муниципального уровней.
Данные действия администрации Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области считает незаконными, нарушающими его права.
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 24 апреля 2017 г. в удовлетворении требований Шебалкину И.В. отказано.
В апелляционной жалобе Шебалкин И.В. просит данное решение отменить, считая его незаконным, и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на положения статей 1, 5, 39.20 Земельного кодекса РФ, полагает, что у администрации Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области не имелось законных оснований для предоставления земельного участка общей площадью 1 341 кв.м. с кадастровым номером: *** в постоянное (бессрочное) пользование МБУК "Районный центр культурно-досуговой деятельности" Моршанского района для проведения массовых культурно-досуговых мероприятий районного и муниципального уровней.
Не согласен со ссылкой суда в решении на положения ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ ввиду того, что на данном земельном участке, как на момент его предоставления в постоянное (бессрочное) пользование МБУК "Районный центр культурно - досуговой деятельности" Моршанского района, так и в настоящее время отсутствуют какие-либо здания, сооружения или иное недвижимое имущество, принадлежащие кому-либо.
Полагает, что администрация Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области обязана возместить ему убытки, связанные с затратами на проведение кадастровых работ по формированию названного земельного участка, поскольку изначально орган местного самоуправления должен был провести работы по формированию свободных земельных участков и опубликовать информацию о наличии свободных земельных участков.
Также считает, что в данном случае администрация Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области, как орган местного самоуправления, обязана была обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в её собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Указывает, что на земельном участке общей площадью 3 082 кв.м. с кадастровым номером *** какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие Тамбовскому филиалу ПАО "Ростелеком", в том числе и помещение, предназначенное для размещения технологического оборудования связи - АТС, как на момент подачи им заявления в администрацию Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области, так и в настоящее время отсутствуют.
В собственности Тамбовского филиала ПАО "Ростелеком" имеется недвижимое имущество, расположенное на ином земельном участке.
Считает, что администрация Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области намерено затеяла переписку с Тамбовским филиалом ПАО "Ростелеком" относительно нахождения на данном земельном участке недвижимого имущества с целью непредставления ему земельного участка в аренду.
Кроме того, процедура предоставления земельных участков в аренду регламентирована нормами Земельного кодекса РФ и имеет определенные установленные сроки, в том числе и для проведения аукциона, какая-либо длительная переписка с организациями по поводу заинтересованности их участия в аукционе положениями Земельного кодекса РФ не предусмотрена.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области Турапин А.Д. просит решение суда оставить без изменения. Полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступившие возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из законности действий административного ответчика.
Оснований не согласиться с такими выводами суда судебная коллегия не усматривает.
В силу ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.9 указанного Кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: 1) органам государственной власти и органам местного самоуправления; 2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); 3) казенным предприятиям; 4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Согласно п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Судом материалами административного дела установлено, что по заявлению Шебалкина И.В. постановлениями администрации Моршанского района Тамбовской области N *** и N *** от 4 апреля 2013 г. были утверждены схемы расположения земельных участков, расположенных по адресу: Тамбовская область, Моршанский район, *** в районе домов N *** и N ***. Данные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами *** и *** соответственно.
9 марта 2016 г. Шебалкин И.В. обратился в администрацию Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области с заявлениями о предоставлении указанных земельных участков в аренду.
8 апреля 2016 г. орган местного самоуправления сообщил Шебелкину И.В. о том, что земельный участок с кадастровым номером *** будет предоставляться в аренду по результатам аукциона. С данным ответом Шебалкин И.В. согласился, подав 22 апреля 2016 г. заявление о намерении участвовать в аукционе.
12 мая 2016 г. ПАО "Ростелеком" обратилось в администрацию Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером *** под размещение объекта недвижимости (технологического оборудования связи - АТС), зарегистрированного на праве собственности за данным Обществом.
Письмом администрации Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области от 8 июня 2016 г. Шебалкину И.В. сообщено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером *** ведется переписка с Тамбовским филиалом ПАО "Ростелеком" по вопросу нахождения на данном земельном участке объекта недвижимости, данная информация необходима для решения вопроса по проведению аукциона на право заключения договора аренды.
С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что действия административного ответчика по отказу в предоставлении в аренду Шебалкину И.В. земельного участка с кадастровым номером *** на момент направления письма от 8 июня 2016 г. носили правомерный характер.
Также судом установлено, что 24 марта 2016 г. муниципальное бюджетное учреждение культуры "Районный центр культурно-досуговой деятельности" Моршанского района Тамбовской области обратилось в администрацию Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области с заявлением, в котором просило рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в постоянное бессрочное пользование для проведения массовых культурно-досуговых мероприятий районного и муниципального уровней с последующем строительством на земельном участке летней сценической площадки.
По итогам рассмотрения данного заявления администрацией Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области 6 апреля 2017 г. принято постановление N 70, которым изменен вида разрешенного использования названного земельного участка, его постановленосчитать предназначенным для объектов культуры и искусства.
Письмом от 8 апреля 2016 г. администрация Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области отказала Шебалкину И.В. в предоставлении данного земельного участка в аренду в связи с поступлением ходатайства муниципального бюджетного учреждения культуры "Районный центр культурно-досуговой деятельности" Моршанского района Тамбовской области о предоставлении земельного участка в аренду.
Постановлением администрации Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области N *** от 6 мая 2016 г. земельный участок с кадастровым номером *** был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному бюджетному учреждению культуры "Районный центр культурно-досуговой деятельности" Моршанского района Тамбовской области.
Администрация Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области письмом от 17 мая 2017 г. сообщила Шебалкину И.В. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в постоянное (бессрочное) пользование указанному Учреждению.
При таких обстоятельствах выводы суда о законности действий административного ответчика по отказу в предоставлении административному истцу земельного участка с кадастровым номером *** в аренду являются правильными.
Поскольку оспариваемые административным истцом действия административного ответчика признаны законными, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования Шебалкина И.В. о возмещении убытков в размере 8600 руб.
Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных обстоятельств и выводов суда первой инстанции не опровергают и связи с этим отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены соответствующими доказательствами, при этом нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Кроме того судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным истцом без уважительной причины пропущен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд с административным иском и данное обстоятельство в соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 24 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шебалкина Игоря Викторовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.