Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Юркиной И.В.,
судей Лысенина Н.П., Алексеевой Г.И.,
при секретаре судебного заседания Яковлеве А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Скворцова А.В. к администрации Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Скворцова А.В. - Андреева К.С. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 15 мая 2017 года.
Заслушав доклад председательствующего Юркиной И.В., выслушав объяснения представителя истца Скворцова А.В. - Андреева К.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Скворцов А.В. обратился в суд с иском к администрации Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным постановления от 28 декабря 2016 года N об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на приобретение (строительство) жилых помещений и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на приобретение (строительство) жилых помещений, указав в обоснование заявленных требований следующее.
17 декабря 2016 года истец Скворцов А.В. обратился в администрацию Московского района г.Чебоксары с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилого помещения. Постановлением главы администрации Московского района г.Чебоксары от 28 декабря 2016 года N истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на приобретение (строительство) жилых помещений в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы. Истец полагает, что отказ в постановке на учет является незаконным. Определяя нуждаемость в жилом помещении, администрация Московского района г.Чебоксары пришла к выводу, что семья истца не нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи приходится свыше учетной нормы общей площади жилого помещения. При этом администрация Московского района г.Чебоксары исходила из того, что сам истец с дочерью зарегистрирован в квартире N общей площадью 37,5 кв.м в доме N ... и является собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на квартиру N общей площадью 65,7 кв.м в доме ... , а супруга истца Скворцова А.В. зарегистрирована со своей матерью в квартире N общей площадью 29,5 кв.м в доме ... Между тем, истец полагает, что для определения нуждаемости его семьи из трех человек следовало учесть лишь принадлежащую ему 1/8 долю в праве собственности на квартиру ... , на которую приходится 8,2 кв.м общей площади жилья, поэтому на каждого члена семьи приходится по 2,7 кв.м, что ниже учетной нормы площади жилья на человека.
Истец Скворцов А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Скворцова А.В. - Андреев К.С. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики Яковлев Г.М. исковые требования не признал и суду пояснил, что с учетом занимаемых семьей истца жилых помещений у истца отсутствует нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Третье лицо Скворцова А.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО26., в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в представленном письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие и удовлетворении иска Скворцова А.В.
Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 15 мая 2017 года в удовлетворении иска Скворцова А.В. отказано.
На данное решение представителем истца Скворцова А.В. - Андреевым К.С. подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности. В обоснование апелляционной жалобы указано, что при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи истца суду первой инстанции следовало выяснить, являются ли члены семьи Скворцова А.В. сторонами договоров социального найма жилого помещения и имеется ли у них в наличии на праве собственности жилое помещение. При этом жилые помещения, принадлежащие на праве собственности ФИО18 и ФИО19 не могли быть учтены при определении нуждаемости истца. Кроме того, определяя уровень обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения, суд первой инстанции не учёл положения пункта 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы". Указано, что семья Скворцова А.В. в составе трех человек обладает правом собственности только на жилое помещение площадью 8,2 кв.м, что соответствует принадлежащей истцу 1/8 доле в праве общей долевой собственности на квартиру ... , поэтому приведенные в решении суда расчеты нуждаемости являются неверными.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года N 2 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку принимаются граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Пунктом 7.1 Порядка предусмотрено, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку принимается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5).
Таким образом, критерием постановки граждан в соответствии с вышеприведенными нормативными правовыми актами является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
В соответствии с постановлением главы администрации г.Чебоксары от 15 апреля 2005 года N учетная норма площади жилого помещения по г.Чебоксары установлена в размере 14,5 кв.м общей площади жилья на человека.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Скворцов А.В. и его дочь ФИО17., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают в квартире ... , вместе с ними в указанной квартире проживает его супруга Скворцова А.В. Общая площадь квартиры составляет 37,5 кв.м. Собственником данной квартиры является мать истца ФИО18
На основании договора купли-продажи от 24 января 2006 года истец Скворцов А.В. является собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на квартиру ... , общая площадь квартиры составляет 65,7 кв.м.
Согласно выписке из лицевого счета по состоянию на 14 декабря 2016 года супруга истца Скворцова А.В. с 11 января 2005 года состоит на регистрационном учете в квартире N ... Вместе с ней по указанному адресу зарегистрирована ее мать ФИО19., которая является собственником данного жилого помещения на основании договора передачи от 2 апреля 2012 года N, сама Скворцова А.В. от участия в приватизации жилого помещения отказалась. Общая площадь квартиры составляет 29,50 кв.м.
17 декабря 2016 года истец обратился в администрацию Московского района г.Чебоксары с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением главы администрации Московского района г.Чебоксары от 28 декабря 2016 года N Скворцову А.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Скворцова А.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения истца с заявлением в администрацию Московского района г.Чебоксары отсутствовали правовые основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.
Так, учитывая, что истец зарегистрирован и проживает в квартире N общей площадью 37,5 кв.м в доме ... принадлежащей на праве собственности его матери ФИО18., в котором также зарегистрирована несовершеннолетняя дочь истца, а также является собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на квартиру N общей площадью 65,7 кв.м в доме ... , учитывая, что супруга истца Скворцова А.В. зарегистрирована и имеет право бессрочного пользования в квартире N общей площадью 29,5 кв.м в доме ... , принадлежащей на праве собственности ее матери ФИО19., произведя соответствующие расчеты по правилам части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на момент обращения в администрацию Московского района г.Чебоксары с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье семья истца была обеспечена общей площадью жилья более учетной нормы, поскольку на каждого члена семьи приходилось по 15,98 кв.м общей площади жилья (((37,5 кв.м : 3 чел. х 2 чел.) + (65,70 кв.м : 8) + (29,5 кв.м : 2 чел)) : 3 = 15,98 кв.м).
С учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление органа местного самоуправления соответствует требованиям жилищного законодательства, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и постановки семьи истца на учет в качестве нуждающихся в жилье и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя Скворцова А.В. - Андреева К.С. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 15 мая 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи Н.П. Лысенин
Г.И. Алексеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.