судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.,
судей Овчаренко А.Н., Репиной Е.В.,
при секретаре Будановой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по апелляционной жалобе главы администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области Юмаевой А.Х. на решение Городищенского районного суда Пензенской области от 30 мая 2017 года, которым постановлено:
"Удовлетворить административные исковые требования Гущина А.А. Признать бездействие администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области, выразившееся в отсутствии опубликования постановления администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области N80 от 24.05.2016г. "Об организации и проведении аукциона по продаже муниципального имущества муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области" незаконным, не соответствующим требованиям Федерального Закона РФ N178-ФЗ от 21.12.2001г. "О приватизации государственного и муниципального имущества", в части размещения на официальных сайтах в сетях Интернет решения об условиях приватизации муниципального имущества, нарушающим права Гущина А.А. на свободный доступ к информации о решении об условиях приватизации муниципального имущества. Признать постановление администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области N80 от 24.05.2016г. "Об организации и проведении аукциона по продаже муниципального имущества муниципального образования г.Сурска Городищенского района Пензенской области" незаконным, как неопубликованное в установленном законом порядке",
заслушав доклад судьи Овчаренко А.Н., объяснения административного ответчика - главы администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области Юмаевой А.Х., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, просившей решение суда отменить, объяснения административного истца Гущина А.А. и его представителя Неродигречка Т.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, просивших решение суда оставить без изменения,
УСТАНОВИЛА:
Гущин А.А., обратился в Городищенский районный суд Пензенской области с административным иском к администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области, главе администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области, в соответствии с которым просил суд признать незаконным бездействие, выразившееся в отсутствии опубликования постановления администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области от 24 мая 2016 года N80 "Об организации и проведении аукциона по продаже муниципального имущества муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области", а также признать незаконным указанное постановление, как неопубликованное в установленном законом порядке. В обоснование административного иска Гущин А.А. указал, что административным ответчиком принято постановление от 24 мая 2016 года N80 "Об организации и проведении аукциона по продаже муниципального имущества муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области", которое в нарушение требований ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 13 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", не было опубликовано в официальных сайтах в сети Интернет, что нарушает право административного истца на свободный доступ к информации об условиях приватизации и деятельности органов местного самоуправления.
Городищенский районный суд Пензенской области постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области Юмаева А.Х. просила отменить данное решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на те обстоятельства, что постановление администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области от 24 мая 2016 года N80 было опубликовано в периодическом печатном издании - Информационный бюллетень Собрания представителей города Сурска Городищенского района Пензенской области, утвержденном для официального опубликования муниципальных правовых актов. 25 мая 2016 года органом местного самоуправления на официальном сайте в сети Интернет - torgi.gov.ru размещено информационное сообщение о проведении аукциона по продаже муниципального имущества, содержащее все необходимые сведения. По результатам аукциона муниципальное имущество было реализовано, 05 июля 2016 года с победителем аукциона заключен договор купли-продажи, который прошел государственную регистрацию. По результатам проверки, проведенной прокуратурой Городищенского района Пензенской области, не было выявлено фактов нарушения социальных прав, свобод и законных интересов административного истца. Кроме того, в решении суда не указано, в чем выразились незаконные действия (бездействие) главы администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области Юмаевой А.Х., привлеченной к участию в деле в качестве административного ответчика.
В письменных возражениях представитель административного истца Гущина А.А. - Неродигречка Т.И., действующая на основании доверенности, считала доводы апелляционной жалобы необоснованными, просила в ее удовлетворении отказать, а обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 2
Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления и совершения оспариваемого бездействия) приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 данного Федерального закона, под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.
Информация о приватизации государственного или муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, подлежит размещению на официальных сайтах в сети "Интернет", определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, а также на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - сайты в сети "Интернет").
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, об итогах его продажи размещается также на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет".
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит размещению на сайтах в сети "Интернет" не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества размещается в открытом доступе на сайтах в сети "Интернет" в течение десяти дней со дня принятия этого решения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 909 адрес сайта www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о продаже приватизируемого государственного или муниципального имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, администрацией г. Сурска Городищенского района Пензенской области вынесено постановление от 24 мая 2016 года N 80 "Об организации и проведении аукциона по продаже муниципального имущества муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области", в соответствии с которым был определен предмет аукциона - "данные изъяты", утверждены состав аукционной комиссии и аукционная документация (л.д. 116-123).
25 мая 2016 года администрацией г. Сурска Городищенского района Пензенской области на официальном сайте в сети Интернет - torgi.gov.ru размещено информационное сообщение о проведении торгов по продаже муниципального имущества N250516/0980810/02 (л.д. 126-127, 131, 132-134).
В соответствии с протоколом N1 от 30 июня 2016 года аукционной комиссии, созданной указанным постановлением, победителем аукциона признан Филиппов Д.И., с которым 05 июля 2016 года администрацией г. Сурска Городищенского района Пензенской области заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N1-2016, прошедший 29 августа 2016 года государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Пензенской области (л.д. 129-130, 135-137).
Между тем, как следует из материалов дела, постановление администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области от 24 мая 2016 года N 80 "Об организации и проведении аукциона по продаже муниципального имущества муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области", которое является решением органа местного самоуправления об условиях приватизации муниципального имущества, в нарушение вышеприведенных требований ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не было опубликовано на официальных сайтах в сети Интернет, в том числе на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов - torgi.gov.ru, в десятидневный срок со дня его принятия.
Доказательств обратного в соответствии с бременем доказывания, возложенным ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ, административными ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах, суд в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ правомерно признал указанное бездействие незаконным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Гущин А.А., как пользователь информации, в силу положений ст. ст. 8, 23 Федерального закона от 09 февраля 2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании указанного бездействия.
Привлечение главы администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области Юмаевой А.Х., как должностного лица, подписавшего оспариваемое постановление, к участию в деле в качестве второго административного ответчика, не противоречит положениям ст. 221 КАС РФ.
Оснований для отказа в удовлетворении административных исковых требований Гущина А.А. об оспаривании указанного бездействия в связи с пропуском срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, в данном случае у суда не имелось, поскольку из материалов дела можно установить, что с июня 2016 года административным истцом принимались меры для защиты своих прав, подавались заявления в суд и обращения в органы прокуратуры.
Таким образом, судебная коллегия находит решение Городищенского районного суда Пензенской области от 30 мая 2017 года в части удовлетворения административных исковых требований Гущина А.А. об оспаривании бездействия, выразившегося в отсутствии опубликования постановления администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области от 24 мая 2016 года N 80 на официальных сайтах в сети Интернет, законным и обоснованным.
Вместе с тем, обжалуемое решение суда в части признания незаконным указанного постановления органа местного самоуправления подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 12
Федерального закона от 09 февраля 2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" если для отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации, а в отношении отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - также законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предусматриваются требования к опубликованию такой информации, то ее опубликование осуществляется с учетом этих требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления и совершения оспариваемого бездействия) муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Признавая постановление администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области от 24 мая 2016 года N80 незаконным суд исходил исключительно из отсутствия факта его опубликования на официальных сайтах в сети Интернет.
Между тем, положения ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", определяющие специальный порядок информационного обеспечения приватизации, не предусматривают указанных последствий в виде утраты юридической силы решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества ввиду его не размещения на официальных сайтах в сети Интернет.
Судом не было учтено, что постановление администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области от 24 мая 2016 года N80, не является нормативным правовым актом, поскольку не содержит правовых норм (обязательных правил поведения), рассчитанных на неоднократное применение, в связи с чем, введение его в действие не обусловлено фактом его официального опубликования.
В данном случае постановление администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области от 24 мая 2016 года N 80, как акт распорядительного характера, вступило в силу с момента его принятия, несоблюдение же органом местном местного самоуправления требований ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в части размещения указанного постановления на официальных сайтах в сети Интернет подлежит учету и оценке (с точки зрения существенности данного нарушения) при разрешении спора о признании недействительными результатов аукциона по продаже муниципального имущества в порядке гражданского судопроизводства.
Таким образом, у суда отсутствовали достаточные правовые основания для признания постановления администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области от 24 мая 2016 года N 80 незаконным в связи с отсутствием факта его опубликования в сети Интернет.
Требований об оспаривании указанного постановления в связи с нарушением порядка его принятия либо несоответствием его содержания законодательству, имеющему большую юридическую силу, Гущиным А.А. по настоящему административному делу не заявлялось.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым отменить решение Городищенского районного суда Пензенской области от 30 мая 2017 года в части удовлетворения административных исковых требований Гущина А.А. о признании незаконным постановления администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области от 24 мая 2016 года N80, как постановленное с нарушением норм материального права и неправильным определением юридически значимых обстоятельств, и принять в этой части новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении указанных административных исковых требований Гущина А.А. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Городищенского районного суда Пензенской области от 30 мая 2017 года отменить в части удовлетворения административных исковых требований Гущина А.А. о признании незаконным постановления администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области от 24 мая 2016 года N80 "Об организации и проведении аукциона по продаже муниципального имущества муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области"; принять в этой части новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении указанных административных исковых требований Гущина А.А. отказать.
В оставшейся части решение Городищенского районного суда Пензенской области от 30 мая 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.