Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Емелиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "ПензаБетон" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
ООО "ПензаБетон" обратилось в суд с требованием к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости находящихся в собственности трех земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения погрузочно-разгрузочной площадки, расположенных по адресу: "адрес", соответственно.
Требование мотивировано тем, что кадастровая стоимость земельных участков завышена и не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика. Данное обстоятельство затрагивает права общества, поскольку ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на 09 июня 2012 г., а именно: с кадастровым номером N - 5650000 руб., N -4630 000 руб., N - 4220000 руб.
Впоследствии, в связи с проведенной по делу судебной оценочной экспертизой представитель административного истца - Синицин А.В. (доверенность от 01 февраля 2017 г.) заявленные требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере - 8735280 руб., с кадастровым номером N - 7158171 руб., с кадастровым номером N - 6512892 руб.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности - Синицин А.В. заявленные требования (с учётом уточнений) поддержал.
Представитель административного ответчика - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области Агапова Ю.С., действующая на основании доверенности от 14 августа 2017 г., представители заинтересованных лиц - Управления Росреестра по Пензенской области Серикова В.В., действующая на основании доверенности от 24 октября 2016 г., разрешение заявленных требований оставили на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Пензы - Милованова Ю.В., действующая на основании доверенности от 6 декабря 2016 г. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен надлежаще.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что ООО "ПензаБетон" является собственником 3 земельных участков, а именно:
- с кадастровым номером N общей площадью 12846 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения погрузочно-разгрузочной площадки, расположенного по адресу: "адрес", з/у NА;
- с кадастровым номером N общей площадью 10 354 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения погрузочно-разгрузочной площадки, расположенного по адресу: "адрес", з/у NВ;
- с кадастровым номером N общей площадью 9338 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения погрузочно-разгрузочной площадки, расположенного по адресу: "адрес", з/у NБ, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09 июня 2017 г. (л.д. 15-23).
Судом установлено, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков определена органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39, внесена в сведения ЕГРН на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 11 февраля 2014 г., утвержденного в установленном порядке, и составила в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере - 17643081, 78 руб., с кадастровым номером N - 14220494, 22 руб., с кадастровым номером N - 12825089, 34 руб.
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N является 09 июня 2012 г. (л.д. 9-14).
Заявление общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, первоначально поступившее 16 сентября 2016 г. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области (далее - Комиссия), решением от 03 октября 2016 г. N 18/5 отклонено (л.д.112-115).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как собственник земельных участков административный истец несет обязанность по уплате земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельных участков, следовательно, он вправе оспаривать кадастровую стоимость земельных участков.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ). На основании части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Исходя из изложенного, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость спорных земельных участков, следует считать 09 июня 2012 г.
При обращении в суд с требованием об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков административным истцом представлен отчет от 02 сентября 2016 г. N, подготовленные оценщиком АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила: с кадастровым номером N - 5650000 руб., с кадастровым номером N - 4630000 руб., с кадастровым номером N - 4220 000 руб., а также положительное экспертное заключение от 21 ноября 2016 г. N Некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" (л.д.24-99, 100-109).
В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N по состоянию на 09 июня 2012 г., проведение которой поручено эксперту-оценщику ООО "Центр Бизнес-планирования" - ФИО6 (л.д. 183-184).
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 10 августа 2017 г. N, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 09 июня 2012 г. составила: с кадастровым номером N - 8735280 руб., с кадастровым номером N - 7158171 руб., с кадастровым номером N - 6512892 руб. (л.д.194-252).
Суд, проанализировав заключение эксперта, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Представитель административного истца ООО "ПензаБетон" по доверенности - Синицин А.В. выводы экспертного заключения не оспаривал, на основании результатов экспертизы уточнил требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N - в размере - 8735280 руб., с кадастровым номером N - 7158171 руб., с кадастровым номером N - 6512892 руб.
Административный ответчик, заинтересованные лица обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной судебной оценочной экспертизы не заявили.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночную стоимость земельных участков надлежит установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта: с кадастровым номером с кадастровым номером N - в размере - 8735280 руб., с кадастровым номером N - 7158171 руб., с кадастровым номером N - 6512892 руб., по состоянию на 09 июня 2012 г.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае административный истец ООО "ПензаБетон" обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости 16 сентября 2016 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2016 г.
Довод представителя заинтересованного лица Правительства Пензенской области, приведенный в письменном отзыве на административный иск, о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельного участка не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Довод представителя заинтересованного лица - администрации г. Пенза, приведенный в письменном отзыве на иск, о том, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению поступлений в местный бюджет, не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных ООО "ПензаБетон" требований, поскольку возможность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, прямо предусмотрена законом.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ПензаБетон" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения погрузочно-разгрузочной площадки, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 09 июня 2012 г, а именно:
- с кадастровым номером N общей площадью 12846 кв. м, з/у N - 8735280 (восемь миллионов семьсот тридцать пять тысяч двести восемьдесят) рублей;
- с кадастровым номером N общей площадью 10 354 кв. м, з/у N - 7158171 (семь миллионов сто пятьдесят восемь тысяч сто семьдесят один) рубль;
- с кадастровым номером N общей площадью 9338 кв. м, з/у N - 6512892 (шесть миллионов пятьсот двенадцать тысяч восемьсот девяносто два) рубля.
Датой подачи ООО "ПензаБетон" заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 16 сентября 2016 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 августа 2017 г.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.