Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Юнусовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Аблязовой А.А. к Правительству Пензенской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Аблязова А.А. обратилась в Пензенский областной суд с административным иском к Правительству Пензенской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости находящихся в собственности 7 земельных участков, а именно:
- с кадастровым номером N, общей площадью 750028 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, общей площадью 150030 кв. м., расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, общей площадью 704900 кв. м, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, общей площадью 1 288 800 кв. м, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, общей площадью 331300 кв. м, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, общей площадью 465000 кв. м, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, общей площадью 3 600000 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Требование мотивировано тем, что кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика, что, в свою очередь, нарушение её права как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости.
Просила суд установить кадастровую стоимость земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, а именно: с кадастровым номером N - 990000 руб.; с кадастровым номером N - 222000 руб.; с кадастровым номером N - 930000 руб.; с кадастровым номером N - 1547000 руб.; с кадастровым номером N - 437000 руб.; с кадастровым номером N - 614000 руб.; с кадастровым номером N - 4320000 руб.
Административный истец Аблязова А.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, доверив представление своих интересов Юмину К.С. (доверенность от 28 июня 2017 г.), который в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Правительства Пензенской области - Савельева Е.В. (доверенность от 18 октября 2016 г.) разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области проведена в соответствии с действующим законодательством.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Пензенской области по доверенности - Серикова В.В. (доверенность от 24 октября 2016 г.) разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда, указав, что Управление Росреестра по Пензенской области не является субъектом спорных правоотношений.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области - Агапова Ю.С. (доверенность от 14 августа 2017 г.), разрешение заявленных требований также оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - администрации Новошаткинского сельсовета Камешкирского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Аблязова А.А. является собственником спорных земельных участков, а именно:
- с кадастровым номером N общей площадью 750028 кв. м, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N общей площадью 150030 кв. м, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N общей площадью 704900 кв. м, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N общей площадью 1 288 800 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N общей площадью 331300 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N общей площадью 465000 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, общей площадью 3 600000 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес", N "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес", N "адрес", N "адрес", N "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес" соответственно (л.д. 20-26).
Кадастровая стоимость названных земельных участков определена в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 07 сентября 2012 г. N 645-пП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области" по состоянию на 01 января 2011 г. в следующем размере: с кадастровым номером
N - 4 447 666, 04 руб.;
N - 889 677, 90 руб.;
N - 3313030 руб.;
N - 8789616 руб.;
N - 2239588 руб.;
N - 1715850 руб.;
N - 22452000 руб., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГN, от ДД.ММ.ГГГГN, N, N, N, N, N (л.д. 7-19).
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как собственник земельного участка административный истец несет обязанность по уплате земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельных участков, следовательно, он вправе оспаривать кадастровую стоимость земельных участков.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ). На основании части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из изложенного, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость спорных земельных участков, следует считать 01 января 2011 г.
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельных участков административный истец представил отчет от 30 мая 2017 г. N 41/17 (далее отчет), подготовленный оценщиком ООО "Центр Бизнес-планирования" - ФИО7, согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2011 г. составляет: с кадастровым номером
N - 990000 руб.;
N - 222000 руб.;
N - 930000 руб.;
N - 1547000 руб.;
N - 437000 руб.;
N - 614000 руб.;
N - 4320000 руб. (л.д. 27-126).
Суд, исследовав отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, приходит к выводу о том, что отчет выполнен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков.
Оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которому относятся оцениваемые объекты, и по результатам анализа определилценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названных объектов недвижимости. Проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости земельных участков. В отчете объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объектов оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких данных, а также учитывая, что иных доказательств, которые опровергли бы рыночную стоимость земельных участков, административными ответчиками и заинтересованными лицами в суд не представлено, суд не находит оснований ставить указанный отчет под сомнение.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01 января 2011 г., а именно: с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости - 990000 руб.; с кадастровым номером N - 222000 руб.; с кадастровым номером N - 930000 руб.; с кадастровым номером N - 1547000 руб.; с кадастровым номером N - 437000 руб.; с кадастровым номером N - 614000 руб.; с кадастровым номером N - 4320000 руб.
При таких обстоятельствах требования Аблязовой А.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае Аблязова А.А. первоначально обратилась в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков 19 июля 2017 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2017 г.
Довод представителя административного ответчика Правительства Пензенской области о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельных участков не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Доводы представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является субъектом спорных правоотношений, несостоятельны и противоречат положениям статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности; пунктам 1 и 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457; пунктам 1, 7 Положения об Управлении Росреестра по Пензенской области, утвержденного Приказом Росреестра от 27 октября 2009 г. N 327, согласно которым названный государственный орган осуществляет функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Аблязовой А.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, по состоянию на 01 января 2011 г. в размере равном их рыночной стоимости, а именно:
- с кадастровым номером N общей площадью 750028 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" - 990000 (девятьсот девяносто тысяч) рублей;
- с кадастровым номером N общей площадью 150030 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" - 222000 (двести двадцать две тысячи) рублей;
- с кадастровым номером N общей площадью 704900 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" - 930000 (девятьсот тридцать тысяч) рублей;
- с кадастровым номером N общей площадью 1 288 800 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", - 1547000 (один миллион пятьсот сорок семь тысяч) рублей;
- с кадастровым номером N общей площадью 331300 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", - 437000 (четыреста тридцать семь тысяч) рублей;
- с кадастровым номером N общей площадью 465000 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", - 614000 (шестьсот четырнадцать тысяч) рублей;
- с кадастровым номером N общей площадью 3 600000 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", - 4320000 (четыре миллиона триста двадцать тысяч) рублей.
Датой подачи Аблязовой А.А. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 19 июля 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 августа 2017 г.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.