Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю., судей Ивановой Т.С., Лузянина В.Н.
при секретаре Маршихиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябухиной Татьяны Валерьевны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", признании незаконным и отмене решения ответчика, возложении обязанности включить в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 11.05.2017.
Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., объяснения представителя третьего лица - Уральского таможенного управления Крыловой С.А. (по доверенности от 22.12.2016), оставившей разрешение жалобы истца на усмотрение суда, судебная коллегия
установила:
Рябухина Т.В. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району (далее по тексту - Управление) о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", признании незаконным и отмене решения ответчика об отказе во включении ее (истца) в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" (далее - Список), возложении обязанности включить ее в названный Список. В обоснование иска указала, что проходила государственную гражданскую службу в таможенных органах, общий трудовой стаж составляет 31 год, выслуга лет в таможенных органах - 18 лет. Приказами Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 20.09.2006 и от 26.09.2011 награждена медалями ФТС России "За службу в таможенных органах", III и II степени, соответственно. Ссылаясь на то, что данные награды являются ведомственными знаками отличия в труде, в ФТС России не предусмотрена военная или приравненная к военной служба, а ответчик неправомерно не принял эти награды во внимание при решении вопроса о наличии оснований для присвоения звания "Ветеран труда", отказав ей 14.04.2016 во включении в Список, истец просила иск удовлетворить. Также истец указывала, что нормы Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, не могут противоречить федеральному закону, а потому не подлежат применению.
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 11.05.2017 в удовлетворении иска Рябухиной Т.В. отказано.
В апелляционной жалобе истца содержится просьба об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении иска. В обоснование жалобы истец указывает на то, что в перечне федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, утвержденном приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20.12.2004 N 317, ФТС России отсутствует. Полагает неправомерной ссылку суда на то, что в ФТС России имеется служба, приравненная к военной службе. Ссылается на то, что она (истец) состояла на государственной гражданской службе при работе в ФТС России. Указывает на противоречие Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, федеральному закону. Полагает выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела. Ссылается на неправильное применение судом закона при разрешении спора.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд правильно установилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд руководствовался нормами ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", п. 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, учитывал положения ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2253, письма ФТС России от 07.03.2012.
Установив, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, истец награждена ведомственной наградой Федеральной таможенной службы Российской Федерации, в которой предусмотрена приравненная к военной служба, Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденное Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, предусматривает, что знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, не учитываются при присвоении звания "Ветеран труда", суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей на 04.04.2016, на дату обращения истца с заявлением к ответчику) ветеранами труда являются лица, в том числе награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N458-УГ утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее - Положение).
В соответствии с подп. 1 п.1 Положения (в редакции по состоянию на 04.04.2016) звание "Ветеран труда" присваивается проживающим на территории Свердловской области лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно п. 5 этого Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда", относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды решение о награждении работников которыми принято: 1) Президентом Российской Федерации; 2) Председателем Правительства Российской Федерации; 3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; 4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации; 5) руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти; 6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; 7) Генеральным прокурором Российской Федерации; 8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. К ведомственным знакам отличия в труде также относятся награды за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также ведомственные знаки отличия Министерства обороны СССР или Министерства обороны Российской Федерации, удостоверение к которым подписано министром или заместителем министра, знак "Победитель социалистического соревнования ... года" либо знак "Ударник ... пятилетки", знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности".
В силу п. 6 Положения (в редакции на 04.04.2016) при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются награды, за исключением указанных в пункте 5 настоящего Положения, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, а также медали и дипломы Выставки достижений народного хозяйства, почетные грамоты, учрежденные Советом Министров СССР, РСФСР за достижения в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской Социалистической революции, знак "Ударник коммунистического труда", юбилейная почетная грамота ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ "За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции", знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, дипломы, подтверждающие ученое звание или ученую степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за участие или победу в спортивных и иных конкурсах и соревнованиях, свидетельства, удостоверяющие исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, именные часы, денежные премии.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец, являясь федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов, 20.09.2006 награждена медалью Федеральной таможенной службы России "За службу в таможенных органах III степени ", 26.09.2011 - медалью "За службу в таможенных органах II степени ".
04.04.2016 истец обратилась в Управление с заявлением о включении её в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Решением ответчика от 14.04.2016 истцу отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Исходя из системного толкования положений, регламентирующих порядок присвоения звания "Ветеран труда", в том числе ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", подп. 1 п. 1, п.п. 5, 6 Положения, следует, что награждение истца ведомственными медалями Федеральной таможенной службы России "За службу в таможенных органах" III и II степени, не порождает для истца права на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку Федеральная таможенная служба России является федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная (приравненная) к ней служба.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в Федеральной таможенной служб е России не предусмотрена военная и приравненная к ней служба, судебная коллегия признаёт несостоятельными.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 N 809 "О Федеральной таможенной службе" Федеральная таможенная служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы), а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2253 "Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям", таможенные органы Российской Федерации отнесены к государственным военизированным организациям (п.1).
Согласно положений ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
При прохождении службы сотрудникам таможенных органов присваиваются специальные звания в соответствии с занимаемыми должностями (от прапорщика таможенной службы до генерала-полковника таможенной службы и действительного государственного советника таможенной службы Российской Федерации - ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"), им предусмотрены социальные гарантии (медицинское обслуживание, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, осуществление отельных выплат), на них распространяются требования к состоянию здоровья, а также положения пенсионного обеспечения на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел (ст.ст. 12, 50 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", ст. ст. 25, 61 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе", от 31.12.2004 N911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы", от 02.02.1998 N103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям").
Исходя из приведенных выше норм вывод суда о том, что в Федеральной таможенной службе России предусматривается приравненная к военной служба, является правильным.
Ссылки истца на отсутствие Федеральной таможенной службы России в перечне федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба (приложение к "Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи", утвержденному Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20.12.2004 N 317), обоснованность указанного вывода суда не опровергают, т.к. данный перечень сформирован в целях реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наличие такого Перечня не отменяет и не изменяет приведенные выше акты, указывающие на наличие в ФТС России службы, приравненной к военной службе.
Не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что истец являлась федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов, а не сотрудником ФТС России, в связи с чем на неё в полной мере не распространяются требования, предъявляемые к сотрудникам таможенных органов, имеющим специальные звания. Нормой п. 6 Положения установлено, что не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба. Из этой нормы следует, что такие знаки отличия не учитываются не только в отношении лиц, проходивших военную службу, но и всех лиц, награжденных знаками отличия ведомств, где предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих актов субъектов Российской Федерации.
Такие акты, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральным законом от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, определен круг лиц, являющихся ветеранами труда. Вместе с тем, в соответствии с ч 4 ст. 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации полномочий, установленных названной нормой, Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N458-УГ утверждено названное выше Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области.
Указом Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 N431-УГ в указанный выше нормативный правовой акт внесены изменения, а именно п. 6 Положения дополнен формулировкой о том, что при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.
Настоящий Указ, вступивший в законную силу 01.01.2016, не признанный в установленном порядке противоречащим федеральному законодательству, принят компетентным органом, в пределах предоставленных ч.4 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" полномочий.
Внося соответствующее изменение в Положение, субъект Российской Федерации предусмотрел условия присвоения звания "Ветеран труда", а не категорию лиц, которые не могут быть признаны таковыми.
Таким образом, доводы о нелегитимности Положения, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N458-УГ (в редакции на момент подачи истцом заявления ответчику) не могут быть признаны обоснованными.
Действиями ответчика не допущено нарушений прав истца при рассмотрении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", поскольку соответствующее заявление истца рассмотрено с учетом действующего в тот момент правового регулирования.
Доводы жалобы об отсутствии у истца права на пенсию по выслуге лет, льготы по пенсионному обеспечению, не свидетельствуют о незаконности решения суда, учитывая, что предусмотренных нормативными актами оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда" нет по приведенным выше мотивам.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда по доводам жалобы нет. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 11.05.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий Я.Ю. Волкова
Судья В.Н. Лузянин
Судья Т.С. Иванова
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.