Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Шумкова Е.С.,
судей
Старкова М.В.,
Жейновой С.И.,
с участием прокурора Жаровцева Д.В.
при секретаре Незамееве Р.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Василовой Ольги Владимировны к Алапаевской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы муниципального образования город Алапаевск седьмого созыва по пятимандатному избирательному округу N 2 об отмене решения
по апелляционной жалобе административного истца Василовой Ольги Владимировны
на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 07 августа 2017 года.
Заслушав доклад судьи Жейновой С.И., объяснения представителя административного истца Косенковой С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Каменских Н.В., представителя заинтересованного лица Малышевой М.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Жаровцева Д.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
решением Думы Муниципального образования город Алапаевск шестого созыва от 21 июня 2017 года N31 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Думы Муниципального образования город Алапаевск седьмого созыва.
Решением Алапаевской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы муниципального образования город Алапаевск седьмого созыва по пятимандатному избирательному округу N 2 (далее - избирательная комиссия) от 29 июля 2017 года N 26/155 Василова О.В., выдвинутая избирательным объединением "Алапаевское городское
местное отделение Всероссийской политической партии
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" зарегистрирована кандидатом на выборах депутатов Думы Муниципального образования город Алапаевск седьмого созыва по пятимандатному избирательному округу N 2.
Решением избирательной комиссии от 27 июля 2017 года N 25/134 Мут Е.А., выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в депутаты по этому же избирательному округу.
Василова О.В. 03 августа 2017 года обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 27 июля 2017 года N 25/134 о регистрации кандидата Мут Е.А. В обоснование иска административный истец указала, что Мут Е.А. не представила в избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться в депутаты заверенную самим кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копию трудовой книжки, то есть документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), чем, по мнению административного истца, были нарушены требования пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и подпункта 2 пункта 1 статьи 44 Избирательного кодекса Свердловской области. Кроме того, административный истец указала, что Мут Е.А. представила в избирательную комиссию протокол об итогах сбора подписей избирателей, из пункта 4 которого следует, что единственный подписной лист, содержащий 14 подписей избирателей, полностью исключен Мут Е.А. из числа подписей, представленных для регистрации, чем нарушены требования закона о предоставлении в комиссию для регистрации надлежаще оформленного протокола об итогах сбора подписей избирателей. Поскольку два документа, а именно: копия трудовой книжки и протокол об итогах сбора подписей избирателей были оформлены Мут Е.А. с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ и Избирательного кодекса Свердловской области, то решение избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Мут Е.А. является незаконным и подлежит отмене, поскольку нарушает принцип равенства кандидатов, установленный статьями 6 и 39 Федерального закона N 67-ФЗ, в том числе, права кандидата в депутаты Василовой О.В., зарегистрированной по тому же избирательному округу.
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель административного истца Косенкова С.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика - председатель избирательной комиссии Торопова О.М. в судебном заседании возражала против доводов административного иска, указав, что Мут Е.А. представила в избирательную комиссию необходимые и достаточные документы для регистрации ее в качестве кандидата в депутаты, которые в полном объеме отражают сведения о кандидате и соответствуют закону.
Заинтересованное лицо Мут Е.А. в судебном заседании не участвовала, направила в суд письменные возражения, в которых с доводами административного иска не согласилась, указав на отсутствие нарушений при ее регистрации кандидатом в депутаты Думы Муниципального образования город Алапаевск и соответствие всех представленных ею документов для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в депутаты требованиям закона. Полагала, что поданное ею заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы муниципального образования город Алапаевск седьмого созыва содержит все перечисленные в законе сведения, в том числе и сведения о месте работе и занимаемой должности.
Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 07 августа 2017 года в удовлетворении требований административного иска Василовой О.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Василова О.В. просит решение суда отменить и вынести новое об удовлетворении заявленных требований, полагая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, при этом судом неправильно применены нормы материального права. По мнению административного истца, в обоснование предоставления кандидатом Мут Е.А. в избирательную комиссию надлежащим образом оформленной копии трудовой книжки суд необоснованно ссылается на Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения им работодателей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках", а также ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". Настаивает на том, что порядок предоставления и заверения копий документов для выдвижения и регистрации кандидатов на выборах, а также требования к указанным документам регламентированы избирательным законодательством. Не согласна административный истец также с выводами суда о том, что заинтересованным лицом Мут Е.А. не допущено нарушение требований к оформлению протокола об итогах сбора подписей избирателей кандидата Мут Е.А. Полагает, что из 4 пункта протокола об итогах сбора подписей избирателей, подписанного Мут Е.А., если расценивать его в точности так, как он изложен в протоколе, следует, что лист 1 полностью исключен кандидатом из того числа подписей, которые Мут Е.А. представила для регистрации ее в качестве кандидата.
Административным ответчиком и Алапаевским городским прокурором поданы возражения в письменной форме относительно апелляционной жалобы с указанием о законности и обоснованности судебного решения.
Административный истец Василова О.В., заинтересованное лицо Мут Е.А., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом телефонограммами.
Поскольку по делу были выполнены требования части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле о месте и времени рассмотрения дела, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Федеральным законом N 67-ФЗ определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Разрешая спор и оставляя требования административного истца без удовлетворения, суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения, не установив совокупности условий для признания его незаконным.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются правильными и основаны на материалах дела.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту "в1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 3-1 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области.
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В силу подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 44 Избирательного кодекса Свердловской области.
Как видно из представленного Мут Е.А. в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, оно содержит все перечисленные в законе сведения, в том числе и сведения об основном месте работы: ...
Вместе с заявлением Мут Е.А. в избирательную комиссию представлены следующие документы: документ, удостоверяющий личность гражданина - паспорт гражданина Российской Федерации и копия паспорта, заверенная соответственно и собственноручно Мут Е.А.; документ, подтверждающий указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании - диплом о высшем образовании РВ N 552185 Ярославского государственного медицинского института и копия указанного диплома, заверенная соответственно кандидатом Мут Е.А.; документ, подтверждающий указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы кандидата Мут Е.А., выданный уполномоченным лицом по месту работы - заверенная отделом кадров ГБУЗ СО "Алапаевская городская больница" копия трудовой книжки - на 4 листах в 1 экземпляре; документ, подтверждающий смену фамилии кандидатом - свидетельство о заключении брака У-АИ N 383461 и его копия, заверенная соответственно Мут Е.А.; документ, подтверждающий указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об идентификационном номере налогоплательщика - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, и его копия, заверенная соответственно Мут Е.А.; два фото.
Анализ положений избирательного законодательства, в том числе статьи 33 и пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что смысл требований, установленных положениями статьи 33 указанного закона, состоит в обеспечении полной и объективной информированности избирательной комиссии о данных лица, претендующего на регистрацию в качестве кандидата, то есть в обеспечении возможности идентифицировать лицо, обратившееся с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты, и установить, сообщает ли это лицо достоверные сведения о себе и не имеется ли у него ограничений пассивного избирательного права.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что избирательная комиссия располагала полным объемом сведений о кандидате в депутате Мут Е.А., в том числе о ее месте работе и занимаемой ей должностью.
Судебная коллегия также приходит к выводу, что представленная Мут Е.А., в избирательную комиссию копия трудовой книжки, заверенная по месту работы кандидата в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках" позволяет однозначно установить, какая работа является последним и настоящим местом работы кандидата.
Данные сведения согласуются со сведениями, указанными Мут Е.А. в заявлении о согласии баллотироваться, представленном в избирательную комиссию, не свидетельствуют о неполноте обязательных сведений о кандидате и о ненадлежащем оформлении избирательных документов, так как представленные документы не влияют на восприятие избирателями информации о кандидате, не искажают информацию о нем, что не является нарушением принципа равенства кандидатов.
Из материалов дела также следует, что в соответствии с решением Алапаевской городской территориальной избирательной комиссии от 8 июня 2017 года N 8/25 "О количестве подписей избирателей, необходимых в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты по многомандатным избирательным округам NN 1-4 на выборах депутатов Думы Муниципального образования город Алапаевск седьмого созыва 10 сентября 2017 года", кандидатом Мут Е.А. в комиссию был представлен 1 подписной лист, содержащий 14 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, имеющих порядковые номера соответственно строкам в подписном листе, о чем составлен протокол об итогах сбора подписей избирателей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Федерального закона N 67- ФЗ, пункта "б" статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию.
Согласно утвержденной Федеральным законом N 67-ФЗ форме подписного листа (приложение N 8), каждая подпись избирателя содержится в отдельной строке подписного листа. Федеральный закон рассматривает подписи избирателей, согласно строкам ("заполненным строкам" - пункт 6.5 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Изучив содержание протокола об итогах сбора подписей избирателей, представленного кандидатом Мут Е.А., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в нем отсутствуют исключенные (вычеркнутые) в установленном порядке подписи избирателей, поскольку пункт 4 протокола не содержит сведений о номере строки на подписном листе 1 с исключенной (вычеркнутой) подписью с указанием ее порядкового номера. При этом данные сведения согласуются также с содержанием пункта 2 протокола (собрано подписей избирателей всего - 14) и пункта 3 протокола (признано действительными подписей всего - 14).
В соответствии с решением Алапаевской городской территориальной избирательной комиссии от 08 июня 2017 года N 8/25 "О количестве подписей избирателей, необходимых в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты по многомандатным избирательным округам NN1-4 на выборах депутатов Думы Муниципального образования город Алапаевск седьмого созыва 10 сентября 2017 года" для регистрации гражданина кандидатом в депутаты Думы Муниципального образования город Алапаевск седьмого созыва по пятимандатному избирательному округу N 2 необходимо представить не менее 10 десяти достоверных подписей избирателей и не более 14 подписей.
Поскольку в результате проверки, согласно сводной ведомости и итоговому протоколу о результатах проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Мут Е.А. было установлено, что из 14 подписей избирателей действительными признаны 14 подписей, данное обстоятельство являлось достаточным для регистрации её кандидатом на выборах депутатов Думы Муниципального образования город Алапаевск седьмого созыва по пятимандатному избирательному округу N 2.
При таком положении выводы суда об отсутствии оснований для отказа в регистрации кандидата Мут Е.А. на основании подпункта "в1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, подпункта 3-1 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области, и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска Василовой О.В. об отмене решения избирательной комиссии от 27 июля 2017 года N 25/134 о регистрации кандидата Мут Е.А. также являются обоснованными.
Иные основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Мут Е.А. административным истцом не приведены. Таких оснований судом первой инстанции и судебной коллегией также не установлено.
В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 07 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Василовой Ольги Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий Шумков Е.С.
Судьи Старков М.В.
Жейнова С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.