Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 30 августа 2017 г. по делу N 33а-1191/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Костина В.А.
судей Цыбульника В.Е., Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Ирининой Д.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Долгих Е.С. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 17 мая 2017 года, которым удовлетворены заявленные требования военнослужащего войсковой части N старшего мичмана Мельника Андрея Романовича о признании незаконным решения начальника 1 отдела (г. "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное регионального управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управление жилищного обеспечения) о снятии истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Костина В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, судебная коллегия
установила:
Мельник А.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника 1 отдела управления жилищного обеспечения от 29 марта 2017 года N 16/сев, которым он и члены его семьи (сын и дочь) сняты с учёта нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на том основании, что они в городе Севастополе проживают в жилых помещениях в качестве членов семьи собственников этих помещений и зарегистрированы в них, и обязать это должностное лицо отменить указанное решение.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель утверждает, что суд первой инстанции не принял во внимание то, что согласно выписке из домовой книги от 1 февраля 2017 года Мельник А.Р. со своей дочерью в период с 27 июня 2006 года по 23 октября 2015 года были зарегистрированы, а его сын зарегистрирован с 27 января 2006 года по настоящее время, в жилом помещении по адресу: "адрес" как члены семьи собственника. Кроме того, суд не учёл то, что 23 октября 2015 года истец с супругой и дочерью снялись с регистрационного учёта по указанному адресу и зарегистрировались в качестве членов семьи собственника жилого помещения по адресу: "адрес"
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что суд не исследовал вопрос о том, какие были препятствия для совместной регистрации всех членов семьи по адресу воинской части.
В письменных возражениях истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что эта жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Как видно из материалов дела, по месту прохождения военной службы в городе "адрес" Мельник А.Р. и члены его семьи по возмездным договорам найма с 2006 года по октябрь 2015 года проживали и были зарегистрированы в квартире, принадлежащей на праве собственности тёте его супруги - ФИО12., по адресу: "адрес"
С октября 2015 года они переехали для проживания на тех же условиях в квартиру, принадлежащую на праве собственности тёте его супруги - ФИО13., по адресу: "адрес" При этом все, кроме сына истца, у которого осталась прежняя регистрация, зарегистрировались по этому адресу.
Утверждение в жалобе о том, что Мельник А.Р. и члены его семьи проживали и проживают в указанных выше квартирах в качестве членов семьи собственников этих жилых помещений, противоречит материалам дела.
В силу ч. 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
По делу достоверно установлено, в том числе на основании показаний допрошенных в качестве свидетелей собственников квартир, исследованных договоров найма жилых помещений, справки о проверке комиссией воинской части жилищных условий, что истец и члены его семьи проживали и проживают в указанных квартирах на условии договоров найма и в качестве членов семей собственников жилых помещений не вселялись.
В том же пункте 11 вышеназванного постановления указано, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или её отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Не влияет на правильность выводов суда и то, что не были выяснены препятствия для совместной регистрации всех членов семьи по адресу воинской части.
В соответствии с п. 3 ст. 15 вышеназванного Федерального закона военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Следовательно, для военнослужащих предусмотрено право на обращение к командованию с просьбой о регистрации их с членами семей по адресам воинских частей при отсутствии возможности быть зарегистрированными по месту жительства.
У Мельника А.Р.и членов его семьи возможность регистрации в жилых помещениях, наем которых они осуществляли и осуществляют, имелась и имеется.
При таких обстоятельствах, а также с учётом того, что иных оснований для снятия истца и членов его семьи с жилищного учёта в оспоренном решении не приведено, гарнизонный военный суд правомерно удовлетворил заявленные требования и обязал начальника 1 отдела управления жилищного обеспечения восстановить истца и членов его семьи на жилищном учёте.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 17 мая 2017 года по административному исковому заявлению Мельника Андрея Романовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи В.Е. Цыбульник
М.Г. Шуайпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.