Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Тертышной В.В., Антропова Е.А.,
при секретаре Шишкиной А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС России N4 по Волгоградской области к Косякову В. А. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
по апелляционной жалобе Косякова В. А.
на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 18 мая 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования МИФНС России N4 по Волгоградской области к Косякову В. А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени - удовлетворить.
Взыскать с Косякова В. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в пользу МИФНС России N4 по Волгоградской области недоимки по транспортному налогу в размере " ... "
Взыскать с Косякова В. А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 4 по Волгоградской области обратилась с административным иском к Косякову В.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.
В обоснование требований указала, что Косяков А.А. состоит на налоговом учете в МИФНС России N 4 по Волгоградской области в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги. За ним числится задолженность по уплате транспортного налога. Так как в установленные сроки данные налоги уплачены не были, ответчику направлялось уведомление и требование об уплате налога, которое до настоящего времени не исполнено. За несвоевременную уплату налога административному ответчику начислена пеня в процентах за каждый день просрочки.
Просила взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере " ... ", пени по транспортному налогу в размере " ... ", а всего " ... "
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Косяков А.А. оспаривает законность и обоснованность решения суда. Просит решение по делу отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, применив срок исковой давности.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу МИФНС России N4 по Волгоградской области считает решение суда законным и обоснованными, просит его оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить установленные законом налоги.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В силу ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункта 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по транспортному налогу являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения по транспортному налогу.
В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в спорный период) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей(пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц(пункт 3).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, Косякову В.А. на праве собственности принадлежат транспортное средство Вольво 960, государственный регистрационный знак С808ВН (л.д.14).
Так, согласно части 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Из приведенных выше положений налогового законодательства следует, что наличие обязанности по уплате транспортного налога связывается с фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Начисление и уплата транспортного налога прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
На основании пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.
Факт реализации транспортных средств в отсутствие данных о снятии их с регистрационного учета и внесении изменений в регистрационную запись о собственнике транспортного средства, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии с приведенными выше нормами законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган при начислении налога исходит из сведений ГИБДД о регистрации транспортного средства, представленных за конкретный налоговый период.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Косяков В.А. является собственником автомобиля " ... ", государственный регистрационный знак N " ... ", что подтверждается карточкой учета транспортных средств, представленных РЭО ГИБДД, по состоянию на 27 апреля 2017 года.
Право собственности Косякова В.А. на транспортное средство " ... ", государственный регистрационный знак N " ... " прекращено13 февраля 2014 года.
23 июня 2015 года МИФНС N4 России по Волгоградской области в адрес Косякова В.А. заказным письмом направлено налоговое уведомление N " ... " от 30 апреля 2015года, которым ответчику предложено в срок до 1 октября 2015 года уплатить задолженность по транспортному налогу в сумме " ... ". Факт направления ответчику указанного уведомления подтверждается списком почтовых отправлений.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлено требование N " ... " от 14.10.2015, кроме того выставлены требования N " ... " от 23.05.2013, N " ... " от 25.12.2013.
14.09.2016 мировым судьей судебного участка N 131 Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по транспортному налогу, который отменен определением мирового судьи от 30.09.2016.
До настоящего времени сумма задолженности не погашена.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соблюдении истцом обязанности по определению налоговой базы и сумм налогов, порядка истребования с ответчика недоимки по транспортному налогу, доведения указанной информации до налогоплательщика в установленном законом порядке.
В связи с тем, что налоговый орган выполнил свои обязанности по уведомлению налогоплательщика, а также направлению ему требования об уплате налога и пени, предусмотренные действующим налоговым законодательством, а налогоплательщиком обязанность по уплате не исполнена, суд первой инстанции обоснованно взыскал с административного ответчика задолженность по налогу и пени.
С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что МИФНС России N4 по Волгоградской области пропущен срок для обращения с требованиями о взыскании задолженности по налогу и пене, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. 30.09.2016 мировым судьей судебного участка N 131 Волгоградской области было вынесено определение об отмене судебного приказа.
С административным исковым заявлением МИФНС России N4 по Волгоградской области обратилась в суд 09.03.2017, то есть до истечения шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Поскольку исковые требования судом удовлетворены в полном объеме, правомерным является и вывод суда, основанный на положениях ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, о взыскании с Косякова В.А. государственной пошлины в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 18 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Косякова В. А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья /подпись/
Судьи /подписи/
Согласовано, судья Волгоградского областного суда В.В. Тертышная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.