Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого АО в составе:
председательствующего Домрачева И.Г.,
судей коллегии Семейкиной С.А. и Ощепкова Н.Г.
при секретаре Перепёлкиной М.В.,
рассмотрела в судебном заседании частную жалобу административного истца Балакчи Ивана Васильевича на определение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 1 июня 2017 г., которым прекращено производство по административному делу.
Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., судебная коллегия,
установила:
административный иск Балакчи И.В. содержит требования:
признать незаконным приказ департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого АО (далее- департамент строительства и жилищной политики, административный ответчик) N-ОД/Ж от 03.03. 2017 об отказе в оформлении государственного жилищного сертификата в 2017 г. в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 -2020 г.г., утверждённой Постановлением Правительства РФ от 17.12. 2010 г. N, по причине отсутствия обязательства о передаче занимаемого жилого помещения;
возложить на департамент строительства и жилищной политики обязанность оформления жилищного сертификата в 2017 г.
Административный иск поступил в суд 10.05. 2017, в нём заявитель указал, что о наличии оспоренного приказа узнал в апреле 2017 г. из письма департамента строительства и жилищной политики.
По итогам рассмотрения дела в судебном заседании 01.06 2017 вынесено определение, которым производство по делу прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 194 и пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ с выводом о том, что между сторонами возник спор гражданско-правового характера, который подлежит разрешению в порядке искового производства по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ.
В частной жалобе Балакчи И.В. полагает, что данный вывод суда необоснован, определение нарушает его право на судебную защиту, обращение в суд в порядке административного судопроизводства соответствует нормам закона.
В возражениях представитель департамента строительства и жилищной политики Марьин С.В. ссылается на ранее представленный в суд отзыв на административный иск, согласно которому оспорена возможность его рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
В суде апелляционной инстанции Балакчи И.В. поддержал доводы частной жалобы.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Судебная коллегия не нашла оснований согласиться с выводом суда о том, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Из преамбулы Федерального закона от 25.10. 2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее- Закон о жилищных субсидиях) следует, что он устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1.1. Положения о департаменте строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого АО, утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого АО от 08.07.2010 N 105-П, департамент является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме государственных капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности автономного округа и муниципальной собственности, градостроительной деятельности и жилищной политики, а также обеспечивающим осуществление переданных автономному округу полномочий Российской Федерации в области организации проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Департамент предоставляет, в том числе государственную услугу по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Федерального закона от 17 июля 2011 года N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (пункт 2.2.4).
Департамент во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, Устава (Основного закона) автономного округа, законов автономного округа, постановлений Губернатора автономного округа и постановлений Правительства автономного округа издает правовые акты в форме приказов (пункт 1.5).
Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 4 Закона о жилищных субсидиях).
Согласно пунктам 2-5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных Федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, участником которой являлся заявитель Балакчи И.В., государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
Сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы (далее - банк), - 3 месяца, в отношении банка для представления владельцем сертификата документов, предусмотренных пунктом 55 настоящих Правил, - 7 месяцев.
Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Приведённые выше нормы указывают на то, что в связи с изданием департаментом правового акта - приказа N от 03.03. 2017 в отношении Балакчи И.В. между сторонами не возникли гражданские правоотношения - общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, подлежащие разрешению в случае спора на основе принципов состязательности и равноправия (пункты 1 статей 1 и 2 ГК РФ, статьи 12 ГПК РФ).
Не возникло гражданских правоотношений и ранее, в связи с изданием департаментом другого правового акта - приказа N от 21.03. 2016 о постановке заявителя на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, поскольку возникновение и существование субъективного гражданского права опосредуется фактами материально-правового характера, а не действиями административного ответчика совершёнными до выпуска сертификата по предоставлению государственной услуги.
Регулируемые Законом о жилищных субсидиях общественные отношения, связанные с установлением права на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение департаментом решений в целях реализации норм Закона о жилищных субсидиях предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к лицам, имеющим право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Кроме того, постановляя определение о прекращении дела, которым, заявитель, по сути, направляется в иной судебный порядок разрешения спора, суд проигнорировал другой основополагающий принцип гражданского судопроизводства - диспозитивности, согласно которому заявитель в соответствии с пунктом 1 статьи 9 ГК РФ, части 1 статьи 3 ГПК РФ сам по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему права и распоряжается ими, в том числе самостоятельно выбирает один из указанных в статье 12 ГК РФ способов защиты.
Предъявленный Балакчи И.В. административный иск соответствует требованиям статей 124-125 и 218 КАС РФ, административное дело подлежало рассмотрению и разрешению по правилам главы 22 КАС РФ, обжалованное определение постановленос нарушением норм процессуального права, что в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием для его отмены в апелляционном порядке.
Поскольку в соответствии со статьёй 19 КАС РФ дело подсудно районному (городскому) суду и им по существу не рассмотрено, судебная коллегия направляет административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 307-308, 310- 311 Кодекса РФ об административном судопроизводстве РФ, судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого АО,
определила:
определение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 1 июня 2017 г. отменить, административное дело по иску Балакчи Ивана Васильевича направить в суд первой инстанции для судебного разбирательства дела по существу, частную жалобу удовлетворить.
Председательствующий
Судьи: /подписи/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.