Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей областного суда: Зубовой Е.А., Дзюбенко А.А.,
при секретаре Яковлевой А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 30 августа 2017 года
дело по апелляционной жалобе департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на решение Центрального районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"Включить Фирстовой С.В. в муниципальный трудовой стаж из периода работы в Главном управлении архитектуры и градостроительства г. Омска в качестве специалиста 2 категории с 22.02.1997г. по " ... " - два года один месяц и двадцать три дня.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Фирстова С.В. обратилась с иском к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о зачете периодов трудовой деятельности в муниципальный стаж.
В обоснование заявленных требований указала, что в настоящее время она замещает должность муниципальной службы главного специалиста сектора мониторинга правил землепользования и застройки управления территориального планирования департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска и имеет стаж муниципальной службы до 15 лет. " ... " она обратилась к руководителю департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о зачете периодов службы в муниципальный стаж. Ответа на свое заявление не получила. Отказ в изменении стажа муниципальной службы в сторону увеличения свыше 15 лет нарушает право истца на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу в размере 40%.
С учетом просит обязать ответчика внести в ее трудовую книжку изменения и дополнения, зачесть период ее трудовой деятельности с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в стаж муниципальной службы с назначением надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 40% от ее должностного оклада.
В судебном заседании Фирстова С.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что в настоящее время работает в должности муниципальной службы главного специалиста сектора мониторинга правил землепользования и застройки управления территориального планирования департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска. Весь спорный период проработала на одном месте, в одном кабинете, выполняла ту же работу, что и в настоящее время, рабочий день был с 09.00 до 18.00, выходные суббота и воскресенье. Оплата труда была сдельная.
В судебном заседании представитель истца Баянов А.Я., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска Бусс С.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска просит решение суда отменить в части включения в муниципальный стаж периода работы, принять новое решение, полагает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в результате чего сделан необоснованный вывод о том, что истец работала в период с 1997-2000 годы в Главном управлении архитектуры и градостроительства г. Омска. Указывает, что судом не принят во внимание тот факт, что истец работала в хозрасчетном подразделении отдела генплана Главомскархитектуры со сдельной оплатой труда. Считает, что в материалы дела не представлено доказательств того, что у истца была пятидневная рабочая неделя с графиком с 9:00 до 18:00, а также того, что истец работала на бюджетной основе, замещая должность муниципального служащего. Кроме того, суд неправильно применил норму права, а именно ч.9 ст.2 Закона Омской области от 10.03.2010 года N 1241-ОЗ "О стаже муниципальной службы в Омской области", поскольку она применяется при исчислении стажа для назначения пенсии, тогда как следовало применить ст.3 того же Закона и ст. 7 Решения Омского городского Совета от 26 декабря 2007 года N 91 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании муниципальных служащих города Омска", определяющих порядок установления и размер надбавки за выслугу лет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (" ... ").
Проверив материалы дела, выслушав представителей департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - Бусс С.А. и Шнякину В.Р., поддержавших жалобу, исследовав дополнительные доказательства, представленные по запросу суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 25-ФЗ) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В ч. 2 той же статьи Федерального закона N 25-ФЗ указано, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона N 25-ФЗ предусмотрено, что должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
По ч.1 ст. 10 Федерального закона N 25-ФЗ муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Частью 1 ст. 25 Федерального закона N 25-ФЗ установлено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей РФ и государственных должностей субъектов РФ; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч.4 той же статьи).
В соответствии со ст. 3 Закона Омской области от 10.03.2010 года N 1241-ОЗ "О стаже муниципальной службы в Омской области", принятого Постановлением ЗС Омской области от 25.02.2010 года N 38 (в редакции от 29.04.2016, действующей на день рассмотрения спора), стаж муниципальной службы исчисляется представителем нанимателя (работодателем) (п.2). При исчислении стажа муниципальной службы суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды работы (п.3). Стаж муниципальной службы исчисляется календарно (в годах, месяцах, днях) (п.4). Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, архивных учреждений, установленные законодательством РФ (п.6). Муниципальным служащим в Омской области сохраняется стаж муниципальной службы, исчисленный до вступления в силу настоящего Закона в установленном порядке (п.7).
Согласно п.1 ст.3 Закона Омской области от 23.11.2007 N 976-ОЗ "Об оплате труда муниципального служащего в Омской области и о предоставлении муниципальному служащему в Омской области ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет", принятого Постановлением ЗС Омской области от 08.11.2007 N 333, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В п.п.2 п.2 той же статьи Закона N 976-ОЗ к ежемесячным надбавкам отнесена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет.
По ст. 7 Решения Омского городского Совета от 26 декабря 2007 года N 91 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании муниципальных служащих города Омска" ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: 1) муниципальному служащему города Омска, имеющему стаж муниципальной службы от 1 года до 5 лет, - 10 процентов от должностного оклада; 2) муниципальному служащему города Омска, имеющему стаж муниципальной службы от 5 до 10 лет, - 20 процентов от должностного оклада; 3) муниципальному служащему города Омска, имеющему стаж муниципальной службы от 10 лет до 15 лет, - 30 процентов от должностного оклада; 4) муниципальному служащему города Омска, имеющему стаж муниципальной службы не менее 15 лет, - 40 процентов от должностного оклада. Основанием для назначения и выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет является муниципальный правовой акт представителя нанимателя (работодателя) об установлении стажа муниципальной службы и ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
Из материалов дела следует, что " ... " истец была принята на должность инженера в Главное архитектурно-планировочное управление на основании приказа N " ... " от " ... ".
" ... "Фирстова С.В. переведена в отдел проектных работ архитектором третьей категории на основании приказа N " ... " от " ... ".
" ... "Фирстова С.В. уволена по уходу за ребенком на основании приказа N " ... " от " ... ".
" ... " на основании приказа N " ... " от " ... "Фирстова С.В. принята специалистом II категории в группу благоустройства в Главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
" ... " приказом N " ... " от " ... "Фирстова С.В. переведена специалистом 2 категории в хозрасчетное подразделение отдела генплана со сдельной оплатой труда.
" ... " на основании приказа N " ... "-п от " ... " она уволена переводом в МУ "Омскархитектура".
" ... "Фирстова С.В. принята на должность главного специалиста сектора по ОАО города Омска отдела территориального развития управления градостроительства Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (приказ N " ... "-лс от " ... ").
" ... " истец переведена на должность консультанта отдела по ОАО города Омска управления территориального планирования, " ... " переведена на должность консультанта отдела по Ленинскому и Октябрьскому административным округам города Омска управления территориального планирования, " ... " переведена на должность муниципальной службы главного специалиста отдела по Ленинскому и Октябрьскому административным округам города Омска управления территориального планирования, " ... " переведена на должность муниципальной службы главного специалиста сектора мониторинга правил землепользования и застройки управления территориального планирования, где работает по настоящее время.
На основании приказа департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от " ... "N " ... "-лс Фирстовой С.В. засчитан в стаж муниципальной службы периоды замещения, опыт и знания работы в котором необходимы для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией, всего 2 года 10 месяцев 7 дней. Установлен общий стаж муниципальной службы 10 лет 2 месяца 26 дней и назначена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 30 % от должностного оклада Фирстовой С.В. с " ... ".
Из представления о зачете в стаж муниципальной службы следует, что спорный период с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... ", заявленный истцом, в стаж муниципальной службы не включен.
" ... " она обратилась к руководителю департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о зачете периодов службы в муниципальный стаж.
Не получив ответа на заявление и полагая свои права нарушенными, Фирстова С.В. обратилась в суд с вышеназванным иском.
Удовлетворяя частично требования Фирстовой С.В., суд первой инстанции принял во внимание документы о создании и реорганизации работодателя истца.
Решением исполкома горсовета депутатов трудящихся N " ... " от " ... " организован отдел по делам строительства и архитектуры Омского Горисполкома.
Решением исполкома Омского областного Совета депутатов трудящихся N " ... " от " ... " организовано Главное архитектурно-планировочное управление Омского горисполкома (Глав АПУ) с упразднением отдела по делам строительства и архитектуры Омского горисполкома.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от " ... "N " ... "-ХI решением 6-ой сессии Городского Совета от " ... " Глав АПУ преобразовано в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.
Решением исполкома Омского городского Совета народных депутатов от " ... "N " ... " "О преобразовании производственной группы Глав АПУ в хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро (бюро архитектуры) при Главном управлении архитектуры и градостроительства" производственная группа при Главомскархитектуре была преобразована в хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро (Бюро архитектуры).
В соответствии с Положением о Главном управлении архитектуры и градостроительства города Омска (утвержденном Постановлением Главы Администрации г. Омска от " ... "N " ... "-п), Главомскархитектура образована в соответствии с Законом РФ "О местном самоуправлении в РФ", является структурным подразделением городской Администрации.
Постановлением Администрации г. Омска от " ... "N " ... "-п Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (Главомскархитектура) реорганизовано путем присоединения к нему хозрасчетного проектно-планировочного бюро (Бюро архитектуры). Постановлено считать Главомскархитектуру правопреемником всех прав и обязанностей Бюро архитектуры.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом представленных документов и факта присоединения Бюро архитектуры к Главомскархитектуре по постановлению Администрации г. Омска от 28.01.1997 года N24-п, которое вступило в силу 22.02.1997 года, пришел к выводу, что с " ... " по " ... "Фирстова С.В. работала специалистом 2 категории в Главном управлении архитектуры и градостроительства г. Омска, являвшемся структурным подразделением Администрации г. Омска, т.е. истец работала в органах местного самоуправления, что в силу ч. 9 ст. 2 Закона Омской области от 10.03.2010 N 1241-03 "О стаже муниципальной службы в Омской области" является основанием для включения в муниципальный стаж из указанного периода - 2 года 1 месяц и 23 дня. В остальной части иска судом было отказано.
При этом судом были отклонены доводы представителя ответчика о том, что Фирстова С.В. работала по сдельной оплате труда, как не имеющие правового значения для разрешения спора, поскольку из пояснений представителя ответчика следовало, что оплата производилась за счет средств местного бюджета.
Решение истцом не обжаловано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ссылается на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в результате чего сделан необоснованный вывод о том, что истец работала в период с 1997-2000 годы в Главном управлении архитектуры и градостроительства г. Омска, судом не принят во внимание тот факт, что истец работала в хозрасчетном подразделении отдела генплана Главомскархитектуры со сдельной оплатой труда. Кроме того, суд неправильно применил норму права, а именно ч.9 ст.2 Закона Омской области от 10.03.2010 года N 1241-ОЗ "О стаже муниципальной службы в Омской области", поскольку она применяется при исчислении стажа для назначения пенсии за выслугу лет.
Судебная коллегия находит доводы жалобы заслуживающими внимания.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из содержания ст.2 Закона Омской области от 10.03.2010 года N 1241-ОЗ "О стаже муниципальной службы в Омской области" следует, что в ней приводится перечень периодов работы на должностях, включаемых в стаж муниципальной службы в Омкой области для назначения пенсии за выслугу лет. В перечне под номером 9 указаны периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 1 января 1992 года до введения в действие Закона Омской области от 11 марта 2001 года N 275-ОЗ "О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Омской области": - в органах местного самоуправления.
Так как Фирстова С.В. просила зачесть спорный период в муниципальный стаж для получения ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет, а не для назначения пенсии, оснований для применения указанной нормы у суда не имелось.
Правильность исчисления работодателем (ответчиком по делу) муниципального стажа истца в рассматриваемом случае подлежала оценке с учетом положений ст. 3 того же Закона, приведенной выше.
Как было указано, согласно п.3 ст.3 Закона Омской области от 10.03.2010 года N 1241-ОЗ "О стаже муниципальной службы в Омской области" при исчислении муниципального стажа суммируются все включаемые в него периоды работы.
Законом Омской области от 13.11.2007 года N 969-ОЗ "О реестре должностей муниципальной службы в Омской области" (в редакции Закона Омской области от 09.11.2012 года N1486-ОЗ) утвержден перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированный по органам местного самоуправления и функциональным признакам должностей. В раздел 2 наименований должностей муниципальной службы в местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования) в числе младших должностей включен специалист 2 категории.
Поскольку ранее принятый Закон Омской области от 25.07.2001 года N297-ОЗ "О муниципальной службе в Омской области" признан утратившим силу 13.11.2007 года (Закон Омской области N968-ОЗ от 13.11.2007 года), при разрешении спора подлежали применению положения ст.ст.10 и 25 Федерального закона N 25-ФЗ, изложенные выше и устанавливающие, что в стаж муниципальной службы включаются периоды замещения должностей муниципальной службы за денежное содержание за счет средств местного бюджета.
Таким образом, Фирстовой С.В. необходимо доказать, что она в спорный период занимала должность муниципальной службы и получала денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Вместе с тем, таких доказательств истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ об обязанности доказывания своих требований суду представлено не было.
Согласно Положению о Главном управлении архитектуры и градостроительства г. Омска, утвержденному тем же постановлением Администрации г. Омска от 28.01.1997года N24-п, Главомскархитектура состоит из взаимосвязанных структурных подразделений, имеющих смешанное финансирование: бюджетное и за счет производственной деятельности и оказания платных услуг (п.5.1 Положения). Имущество управления составляют: основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, переданные в оперативное управление и находящиеся на его балансе; средства, получаемые из городского бюджета; средства от ведения производственно-хозяйственной деятельности. Имущество, образованное от хозрасчетной деятельности управления, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения (п.п.6.1-6.1.4).
Из штатных расписаний Главомскархитектуры на 1997-1998 годы, представленных из БУ ОО "Исторический архив Омской области", следует, что штатные единицы распределялись по подразделениям, а также по источнику финансирования: бюджетное, целевое и хозрасчетное. Фамилии лиц, занимающих штатные должности, отсутствуют. При этом в штатном расписании на 1998 год под номером 3.4. имеется комплексный отдел городского развития, гос.градостроит.кадастра и электрон.дежурн.планов, в котором в секторе АПЗ (3.4.2) указаны 3 единицы специалистов II категории с финансированием х/р (т.1л.д. 143).
Данных о том, что Фирстова С.В. с момента принятия на работу на основании приказа N " ... " от " ... " специалистом II категории в группу благоустройства в Главомскархитектуру получала денежное содержание за счет бюджетных средств, материалы дела не содержат. Напротив, в своем заявлении от " ... " истец просила принять ее в хозрасчетную группу дизайна и благоустройства.
Штатные расписания Главомскархитектуры на 1995-1996 годы, представленные из БУ ОО "Исторический архив Омской области", не содержат должности специалистов II категории и структурного подразделения - группы благоустройства. При этом в штатном расписании проектно-производственного архитектурно-планировочного бюро Главомскархитектуры на 1996 год указан отдел дизайна и благоустройства городской среды, в котором предусмотрена 1 единица специалиста II категории и указана фамилия лица, занимающего данную должность - Фирстова.
Положением о хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при Главомскархитектуре, утвержденном решением горисполкома от " ... "N " ... ", установлено, что бюро образуется при Главном управлении архитектуры и градостроительства горисполкома, создается по смешанной форме деятельности хозрасчетных бюро (п.1.1), пользуется правами государственного предприятия и проектно-изыскательской (научной организации) (п.1.3), действует на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования (п.3.1).
" ... " приказом N " ... " от " ... "Фирстова С.В. переведена специалистом 2 категории также в хозрасчетное подразделение отдела генплана со сдельной оплатой труда.
Представленными в суд апелляционной инстанции документами: карточкой-справкой, начислениями заработной платы с августа 1998 года по ноябрь 1999года, расчетными листками за 2000год, подтверждается оплата труда Фирстовой С.В. по доходу, а не по окладу за счет бюджета.
В приказе N " ... "а-п от " ... " по Главомскархитектуре об утверждении штатного расписания с " ... " указаны фамилии работников на имеющиеся должности с условно-базисными ставками и источником финансирования, среди них, в секторе АПЗ - Фирстова С.В. специалист 2-ой категории (х/р).
Таким образом, выводы суда о том, что истец в спорный период работала в органе местного самоуправления и получала денежное содержание за счет бюджетных средств, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Решение суда в части включения в муниципальный стаж Фирстовой С.В. из периода работы в Главном управлении архитектуры и градостроительства г. Омска в качестве специалиста 2 категории с 22.02.1997г. по " ... " - два года один месяц и двадцать три дня подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем оснований для проверки судебного акта в полном объеме судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328,329,330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от " ... " отменить в части включения в стаж периода работы, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Фирстовой С.В. о включении в муниципальный трудовой стаж из периода работы в Главном управлении архитектуры и градостроительства г. Омска в качестве специалиста 2 категории с " ... ". по " ... " - два года один месяц и двадцать три дня отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.