Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.,
при секретаре Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 16 августа 2017 года дело по апелляционной жалобе начальника правового управления департамента имущественных отношений Администрации г. Омска " ... " на решение Первомайского районного суда г. Омска от 13 июня 2017 года, которым административное исковое заявление Кошелева С.В. к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным предписания N " ... " от " ... " года об устранении нарушений земельного законодательства удовлетворено.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
установила:
Кошелев С.В. обратился в суд с административным иском департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным предписания N " ... " от " ... " года об устранении нарушений земельного законодательства.
В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м, с видом разрешенного использования - для общественно-деловых целей, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки и здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религии, и расположенного на нем производственно-технологического комплекса АЗС.
" ... " года по результатам проведенной в отношении него внеплановой проверки ему было выдано предписание N " ... ", которым предписано использовать указанный земельный участок по целевому назначению или изменить вид разрешенного использования в соответствии с фактическим использованием земельного участка "для размещения автозаправочной станции", предоставлен срок его исполнения " ... " месяцев.
Считал данное предписание незаконным и подлежащим отмене как нарушающее его права и законные интересы, поскольку указанный земельный участок используется им в строгом соответствии с его целевым назначением.
На основании изложенного просил признать незаконным и отменить предписание департамента имущественных отношений Администрации г. Омска об устранении нарушений земельного законодательства N " ... " от " ... " года.
В судебном заседании Кошелев С.В. исковые требования поддержал.
Представитель департамента имущественных отношений Администрации г. Омска " ... " просила в удовлетворении требований отказать.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник правового управления департамента имущественных отношений Администрации г. Омска " ... " просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что в ходе проверки земельного участка Кошелева С.В. были выявлены нарушения земельного, градостроительного законодательства или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Со ссылками на положения ЗК Российской Федерации, положения о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 26.10.2011 года N 452, административного регламента осуществления муниципального земельного контроля территории г. Омска, утв. постановлением Администрации г. Омска от 04.07.2016 года N 833-п, указывает, что вывод суда об отсутствии права выдавать обязательные для исполнения предписания физическим лицам по результатам муниципального земельного контроля правомерным не является.
Относительно доводов апелляционной жалобы Кошелевым С.В. принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя департамента имущественных отношений Администрации г. Омска " ... ", судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Кошелев С.В. является собственником:
- земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадь " ... " кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; местоположение относительно ориентира, расположенного за пределами участка: ориентир 1-этажный деревянный жилой дом, участок находится примерно в " ... " м от ориентира по направлению на " ... ", почтовый адрес ориентира - Омская " ... ". Разрешенное использование: для общественно-деловых целей, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (договор купли-продажи от " ... " года, заключенный с департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска л.д. " ... ", свидетельство о государственной регистрации права собственности от " ... " года л.д. " ... ").
- автомобильной заправочной станции (расположена на указанном участке), назначение: производственно-технологический комплекс, площадь застройки: " ... " кв.м., в составе: здание операторской АЗС, площадь общая " ... " кв.м., литер " ... "; сеть хозяйственно-бытовой канализации, протяженность " ... " м. погонный; сеть производственно-дождевой канализации, протяженность " ... " м. погонный; сеть водопровода, протяженность " ... " м. погонный; кабельная сеть " ... ", протяженность " ... " м. погонный; сеть наружного освещения, протяженность " ... " м. погонный; резервуары объемом " ... " куб. м., литер Г3, Г4, Г5; технологический трубопровод протяженность " ... " м. погонный; благоустройство территории площадь " ... " кв.м. Адрес местоположения: " ... " (свидетельство о государственной регистрации права от " ... " года, л.д. " ... ").
Департаментом финансов и контроля Администрации г. Омска в " ... " года при проведении выборной проверки отчетности департаментом имущественных отношений по продаже земельных участков без проведения торгов за " ... " месяцев " ... " было установлено, что при учете заявительного принципа заключения договора купли-продажи с собственниками объектов недвижимости, на них расположенных, департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, как органу, наделенному полномочиями по распоряжению земельными участками, при поступлении соответствующего заявления следовало предварительно провести мероприятия муниципального земельного контроля по обследованию земельного участка и при необходимости принять меры к изменению его вида разрешенного использования на фактический, после чего заключать договор купли-продажи земельного участка на условиях, отвечающих интересам бюджета г. Омска. Анализируя договор купли продажи от " ... " года, которым в собственность Кошелеву С.В. был представлен спорный земельный участок, департамент указывал на факт занижения его стоимости ввиду неосуществления перед заключением договора купли-продажи такого участка действий по приведению его в соответствие с фактическим характером его использования, изменив разрешенного использования земельного участка на " ... " (торговля) ввиду нахождения в его границах автозаправочной станции (л.д. " ... ").
Учитывая изложенное, департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска рекомендовалось провести внутреннюю проверку всего массива договоров купли-продажи земельных участков, заключенных без проведения торгов; в случае выявления нарушений, допущенных при заключении договоров купли-продажи, привлечь виновных лиц к ответственности; впредь обязать лиц, ответственных за подготовку договоров купли-продажи, особое внимание обращать на установленные виды разрешенного использования и фактическое использование земельных участков, при необходимости принимать меры, направленные на изменение кадастровой стоимости земельных участков с учетом интересов муниципального образования г. Омск.
По результатам получения вышеуказанной информации, распоряжением заместителя Мэра г. Омска - директором департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от " ... " года N " ... " "О проведении проверки при осуществлении муниципального земельного контроля" от " ... " года N " ... " назначено проведение внеплановой выездной проверки по муниципальному земельному контролю принадлежащего административному истцу земельного участка (л.д. " ... ").
По результатам проверки " ... " года отделом муниципального земельного контроля управления земельных отношений департамента имущественных отношений Администрации г. Омска был составлен акт, согласно которому на земельном участке административного истца расположена автомобильная заправочная станция под брендом "" ... "", работающая круглосуточно; перечислен объектный состав указанного производственно-технологического комплекса согласно выписки из ЕГРН.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения земельного, градостроительного законодательства, а именно ст. 42 ЗК Российской Федерации (использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением) (л.д. " ... ").
По итогам проверки административному истцу было выдано предписание N " ... " от " ... " года об устранении нарушений земельного законодательства, где предписано на основании п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 72 ЗК Российской Федерации, использовать земельный участок с кадастровым номером N " ... " по целевому назначению или изменить вид разрешенного использования в соответствии с фактическим использованием земельного участка "для размещения автозаправочной станции", срок исполнения - " ... " месяцев (л.д. " ... ").
Не согласившись с указанным, Кошелев С.В. обратился с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя требования Кошелева С.В., суд первой инстанции, правильно применив положения действующего законодательства, регулирующих заявленный спор, оценив в соответствии с требованиями статьи 84 КАС Российской Федерации собранные по делу доказательства, пришел к верному выводу о несоответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда.
В соответствии со ст. 72 ЗК Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Согласно пунктам 3, 5-8 приведенной статьи органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.
Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 72 ЗК Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовым актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Постановлением Правительства Омской области от 11.03.2015 года N 55-п утвержден порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Омской области.
Согласно пункту 9 приведенного порядка по результатам проведенной в отношении гражданина проверки составляется акт проверки, который подписывается должностным лицом уполномоченного органа, проводившим проверку.
Право выдавать обязательные для исполнения предписания физическим лицам по результатам муниципального земельного контроля приведенным порядком не предусмотрено.
Такое право предусмотрено статьей 6 решения Омского городского Совета от 23.11.2013 N 177 "О муниципальном земельном контроле на территории города Омска, где в частности указано, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом требований земельного законодательства муниципальный земельный инспектор, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Решением, обязан выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В то же время из содержания приведенных выше норм земельного законодательства и положений статьи 71 ЗК Российской Федерации усматривается, что обязательные для исполнения предписания в отношении граждан выносятся только по результатам государственного земельного надзора, уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок взаимодействия органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля утвержден письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от " ... " года N " ... ", где к полномочиям муниципального земельного инспектора отнесено только составление акта проверки и направление его в орган уполномоченный принимать решение о привлечении нарушителя земельного законодательства к ответственности и выдача обязательного для исполнения предписания.
Отсутствуют такие полномочия и в п. 26 части 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, где к вопросам местного значения отнесено осуществления муниципального земельного контроля в границах городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 15 КАС Российской Федерации если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что федеральным законом должностным лицам органов осуществляющих муниципальный земельный контроль, полномочия по вынесению гражданам обязательных для исполнения предписаний не предоставлены, соответственно, департамент имущественных отношений Администрации г. Омска вынося предписание Кошелеву С.В. превысил свои полномочия.
Применительно к изложенному все доводы апелляционной жалобы о праве административного ответчика выносить физическим лицам обязательные для исполнения предписания в рамках осуществления муниципального земельного контроля подлежат отклонению.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 13 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.