Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Бурашниковой Н.А.,
судей: Курохтина Ю.А., Баранова В.В.,
при секретаре: Кулешовой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова, о возложении обязанности организовать работы по ремонту проезжей части автодороги по ул. *** от пересечения с ул. *** до пересечения с ул. *** г. Тамбова,
по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Тамбова обратился в суд в порядке ст. 39 КАС РФ с административным иском в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к городскому округу - город Тамбов в лице администрации г. Тамбова о возложении обязанности организовать работы по ремонту проезжей части автодороги по ул. *** от пересечения с ул. *** до пересечения с ул. *** г. Тамбова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденному постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. N 221, и к МБУ "Спецдорсервис" о возложении обязаности провести ремонт указанной проезжей части автодороги в соответствии с требованиями названного ГОСТ Р 50597-93.
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Тамбова проведена выездная проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В результате проверочных мероприятий выявлены факты несоответствия состояния дорог требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. N 221. Установлено, что проезжая часть автодороги по ул. *** от пересечения с ул. *** до пересечения с ул.*** г.Тамбова имеет многочисленные выбоины и разрушения, размеры которых превышают допустимые значения ГОСТ Р 50597-93.
Допущенные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества.
Кроме того, неудовлетворительное состояние дорог является одной из сопутствующих причин дорожно-транспортных происшествий.
Определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 17.04.2017 в качестве заинтересованного лица привлечено МКУ "Дирекция городских дорог".
Определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 22.05.2017 г. производство по делу в части требований прокурора района к МБУ "Спецдорсервис" прекращено в связи с отказом от административного иска в этой части.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 мая 2017 года административные исковые требования прокурора Ленинского района г. Тамбова удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции администрация г. Тамбова обратилась в суд с апелляционной жалобой.
Указывает, что лицом, осуществляющим содержание автомобильных дорог на территории города Тамбова является муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция городских дорог" (далее - МБУ "Дирекция городских дорог"), созданное администрацией города Тамбова в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Тамбова, зарегистрированного постановлением Тамбовской областной Думы от 20.05.2005 года N 1161 и решения Тамбовкой городской Думы от 04.05.2005г. года N 704, в целях решения вопросов местного значения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Так, в соответствии с п. 2.1 Устава МБУ "Дирекция городских дорог", целью создания Учреждения по предметам ведения муниципального образования городского округа - город Тамбов является выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог, организация строительства автомобильных дорог в пределах территории городского округа - город Тамбов. При этом, одним из основных видов деятельности МБУ "Дирекция городских дорог", является осуществление работ по реконструкции автомобильных дорог, организации строительства автомобильных дорог в пределах территории городского округа - город Тамбов. Реконструкция и строительство автомобильных дорог осуществляется в соответствии с утвержденным графиком, на средства бюджета городского округа - город Тамбов.
Автомобильная дорога по улице *** (от ул. *** до ул. ***) закреплена на праве оперативного управления за МКУ "Дирекция городских дорог".
Решением Тамбовской городской Думы от 29.06.2011г. N 335, утверждено Положение "О порядке содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения городского округа-город Тамбов", которое определяет порядок планирования проведения капитального ремонта, ремонта, содержания, а также порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения городского округа - город Тамбов, включенных в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Положения "О порядке содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения городской округ-город Тамбов", утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 29.06.2011 N 335, администрация города Тамбова направляет на согласование в Тамбовскую городскую Думу до 30 сентября текущего года План проведения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, который согласуется Тамбовской городской Думой до 31 октября текущего года.
Разработанный комитетом городского хозяйства администрации города Тамбова проект решения "О согласовании Плана проведения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения городского округа-город Тамбов на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов", согласован решением Тамбовской городской Думой от N449.
Кроме того, выполнение мероприятий, направленных на проведение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения городского округа-город Тамбов, предусмотрено в рамках реализации муниципальной программы города Тамбова "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства города Тамбова" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации города Тамбова от 14.11.2013 N 9639.
Необходимо учесть, что в соответствии с решением Тамбовской городской Думы от 25.11.2016г. N 449 "О согласовании Плана проведения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения городского округа-город Тамбов на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов", автомобильная дорога по ул. Пролетарская (от ул. Лермонтовской до ул. Астраханской) включена в перечень работ по содержанию на 2017 год.
Таким образом, считает, что администрацией города Тамбова, как органом местного самоуправления, предприняты все необходимые организационно-распорядительные меры по обеспечению безопасности дорожного движения на территории города Тамбова, в том числе по организации работ по ремонту проезжей части автодороги по улице *** (от ул. *** до ул. ***) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности".
Отмечает, что в силу своих полномочий администрация города Тамбова не осуществляет фактическое выполнение действий по ремонту проезжей части автомобильных дорог на территории городского округа - город Тамбов.
Просит решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 мая 2017 года отменить.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации г. Тамбова Пономареву Т.В., поддержавшую жалобу, прокурора, считавшего решение правильным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) определен перечень вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 указанного закона к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствие с законодательством РФ.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 04.05.2005 года N 704 (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения городского округа - город Тамбов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствие с законодательством РФ.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В понятие "дорожной деятельности", определенное федеральным законом от 08.11.2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" входит и ремонт дорог.
В силу положений ст.3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно п.3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятого постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Приведенный п. 3.1.1 ГОСТ предусматривает предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации. Так, в зависимости от группы дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам (А,Б,В) сроки ликвидации повреждений установлены не более 10 суток.
Как следует из материалов дела установленные повреждения автодороги по ул. Пролетарская г. Тамбова превышают допустимые значения, ликвидация которых не осуществлена не только в срок, предусмотренный ГОСТом, но и по настоящее время.
В такой ситуации оснований полагать об отсутствии в деянии администрации г.Тамбова незаконного бездействия в организации работы по ремонту автодороги, как ошибочно полагает автор жалобы, не имеется.
На основании анализа нормативно-правовых актов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что администрация г.Тамбова в рамках своих полномочий обязана организовать работы по ремонту автомобильной дороги по ул. Пролетарская г.Тамбова.
Суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по организации производства работ, что подразумевает проведение различных мероприятий в пределах компетенции администрации г. Тамбова для достижения положительного результата изложенной проблемы и устранения причин нарушения прав неопределенного круга лиц в пользовании указанным выше участка автомобильной дороги.
Представленные представителем администрации г. Тамбова в судебное заседание суда апелляционной инстанции документы не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, поскольку не опровергают правильность выводов суда, а свидетельствуют о фактическом добровольном исполнении постановленного решения, осуществляя мероприятия по организации работ по ремонту данного участка автомобильной дороги.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Тамбова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.