Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей Мигущенко Н.А., Ягерь Е.А.,
при секретаре Миломаевой А.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 1 августа 2017г. дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Челябинска к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, поступившее по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Челябинска на решение Ленинского районного суда г.Курска от 05 апреля 2017г., которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Переверзевой И.Н., судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Челябинска (далее - ИФНС России по Центральному району г.Челябинска) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2013, 2014 года в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. и пени в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Требования мотивированы тем, что ФИО1 состоит на учете в качестве налогоплательщика в ИФНС России по "адрес"; по сведениям МРЭО УГИБДД по Челябинской области ФИО1 является собственником автотранспортных средств и признается плательщиком транспортного налога; налоговый орган исчислил сумму транспортного налога и направил ФИО1 уведомление, в котором содержится расчет налога, а также сведения о необходимости уплатить исчисленную сумму налога; сумма транспортного налога за 2013 год - 2300 руб., за 2014 год - "данные изъяты" руб.; в связи с тем, что в установленные НК РФ сроки ФИО1 налог не уплатил, на сумму недоимки налоговым органом начислена пеня за период с 01 января 2013 года по 04 июня 2013 года в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., за период с 05 июня 2013 года по 11 ноября 2014г. в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., за период с 12 ноября 2014 года по 26 октября 2015 года в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; налоговым органом ФИО1 выставлено требования от 04 июня 2013 года N, от 11 ноября 2014 года N, от 26 октября 2015 года N, которые ответчиком исполнены не были.
Судом постановленовышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного ставится вопрос в апелляционной жалобе ИФНС России по Центральному району г.Челябинска.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В пункте 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пунктом 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному
Как установлено судом первой инстанции в предварительном судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником автотранспортного средства ""данные изъяты"" государственный регистрационный знак N, в связи с чем ему исчислен транспортный налог и направлено уведомление, в котором содержится расчет налога, а также сведения о необходимости уплатить исчисленную сумму налога; сумма транспортного налога за 2013 год - "данные изъяты" руб., за 2014 год - "данные изъяты" руб.; в связи с тем, что в установленные НК РФ сроки ФИО1 налог не уплатил, на сумму недоимки налоговым органом начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; налоговым органом ФИО1 выставлены требования и предоставлен срок для их исполнения от ДД.ММ.ГГГГN - до 16.07.2013г., от ДД.ММ.ГГГГN - до 18.12.2014г., от ДД.ММ.ГГГГN - до 29.01.2016г.; однако требования административным ответчиком исполнены не были.
Срок для подачи заявления о взыскании указанных сумм в суд истек 29 июля 2016 года.
С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 17 марта 2017года. В ходатайстве о восстановлении пропущенного процессуального срока налоговый орган указал, что 28 июля 2016 года было подано заявление о вынесении судебного приказа мировому судье судебного участка N судебного района "адрес", которое было возвращено, в связи с неподсудностью; заявление, направленное по подсудности мировому судье судебного участка N"адрес", было возвращено для уточнения расчета пени; в принятии вновь направленного заявления с подробным расчетом пени мировым судьей судебного участка N"адрес" отказано. ДД.ММ.ГГГГг. налоговый орган обратился в Ленинский районный суд "адрес" с заявлением о восстановлении пропущенного срока, которое определением от ДД.ММ.ГГГГг. было оставлено без движения, а затем возвращено. Однако исполнить указания, содержащие в определении от ДД.ММ.ГГГГг., в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГг. не представилось возможным, ввиду несвоевременного получения копии определения, о чем суд был уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ"адрес" от ДД.ММ.ГГГГг. заявление было возвращено.
Отказывая налоговому органу в иске о взыскании суммы налоговой задолженности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске истцом установленного ст.48 НК РФ срока на обращение в суд. Судом правильно указано, что приведенные административным истцом причины не являются уважительными для восстановления срока для подачи административного искового заявления, поскольку все действия, за исключением первоначальной подачи заявления о вынесении судебного приказа, поданного ДД.ММ.ГГГГг., т.е. за день до истечения процессуального срока мировому судье судебного участка N судебного района "адрес" в нарушение правил подсудности, были совершены налоговым органом по истечении срока для подачи административного искового заявления. При этом ни одно из определений, вынесенных судом на стадии принятия заявления к производству, административным истцом обжаловано не было. Выводы суда об отсутствии доказательств уважительности причин пропуска процессуального указанного являются правильными, в удовлетворении административного иска по этим основаниям отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Инспекция не имела объективной возможности исполнить указания судьи, содержащиеся в определении от ДД.ММ.ГГГГ в установленный судьей срок до ДД.ММ.ГГГГг., в связи с несвоевременным получением копии определения судьи, не влияют на законность оспариваемого решения, поскольку, как правильно указано в решении, данные обстоятельства не свидетельствуют об уважительности причин пропуска процессуального срока.
С учетом изложенного, доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы также не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Курска от 05 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.