Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 29 июня 2017 г. по делу N 33а-896/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Коронца А.А.,
судей: Богдашова Д.А., Лаврентьева В.В.,
при секретаре Файзуллине Р.Х. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Стрельникова Г.В. на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 29 марта 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N"данные изъяты" Стоянцева ФИО9 о признании незаконным бездействия начальника отделения (территориального, город Тамбов) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - Отделение), в не предоставлении ему жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Стоянцев проходит военную службу в войсковой части N и 25 июня 2015 года поставлен на учет в получении жилищной субсидии. 16 июля 2015 года истец достиг предельного возраста пребывания на военной службе и подал рапорт с просьбой об увольнении в запас, но в настоящее время продолжает проходить военную службу без контракта в войсковой части 14272, т.к. по нормам жилищного законодательства по избранному месту жительства в г. Тамбове жильем не обеспечен.
Командир войсковой части N письменно ему сообщил, что по информации Отделения по состоянию на 25 января 2017 года производится выплата жилищной субсидии только военнослужащим, признанным нуждающимся в постоянном жилье с 1 полугодия 2014 года.
Полагая свои права нарушенными, Стоянцев просил суд:
- признать бездействие начальника Отделения незаконным, нарушающим его права свободы и законные интересы и противоречащим абз. 2 п. 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом МО РФ от 21.07.2014 года N 510;
- обязать начальника Отделения рассмотреть вопрос о предоставлении ему и совместно проживающим с ним членам его семьи, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с положениями приказа МО РФ от 21.07.2014 года N 510.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Стоянцева отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, выражая несогласие с принятым решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска Стоянцева.
В обоснование апелляционной жалобы, излагая обстоятельства административного дела, он указывает, что суд первой инстанции существенно нарушил нормы процессуального права, неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для административного дела, поскольку административными ответчиками в суд не представлялись доказательства соответствия своих действий нормативно-правовым актам.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п.п. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 указанного Федерального закона.
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В силу п. 4 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510 директору Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации приказано обеспечить: а) доведение лимитов бюджетных обязательств для выполнения управлениями (отделами) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации функции по перечислению жилищной субсидии военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы; б) информирование управлениями (отделами) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, за которыми они закреплены, о доведенных бюджетных ассигнованиях; в) информирование Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о направлении финансирования в течение двух рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 4-7 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, данный Порядок регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
Для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
В течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения указанных сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Принятое уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) решение о предоставлении жилищной субсидии оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению к указанному Порядку.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим и членам их семей в течение трех рабочих дней с даты его принятия направляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в закрепленное за ним управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее - финансовый орган).
Копия решения о предоставлении жилищной субсидии выдается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней с даты его принятия под роспись военнослужащим, членам их семей либо направляется способом, позволяющим установить факт получения военнослужащими, членами их семей такого уведомления, а также направляется в кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N 1455 уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" (далее - уполномоченный орган) является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО).
Одновременно данным приказом установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, одной из которых является Западное региональное управление жилищного обеспечения (далее - ЗРУЖО).
Таким образом, действующие нормативные правовые акты предусматривают, что правом принятия решений о предоставлении военнослужащим жилищной субсидии обладают исключительно ДЖО и ЗРУЖО (уполномоченный орган и специализированная организация), исключительно которые информируются управлениями (отделами) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации о выделенных лимитах бюджетных обязательств для выплаты военнослужащим жилищной субсидии (п. 4 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510).
Непосредственно до отделения ЗРУЖО данные лимиты не доводятся и соответственно возможности реализации установленной в п. 5 Порядка предоставления субсидии, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, процедуры по вынесению решений о предоставлении жилищной субсидии у отделения ЗРУЖО не имеется, что указывает на то, что полномочия по вынесению решений о предоставлении военнослужащим жилищной субсидии у Отделения фактически отсутствуют. Данное обстоятельство исключает какую-либо неправомерность в действиях данного органа, связанных с невынесением указанных решений.
При этом порядок вынесения решений о предоставлении военнослужащим жилищной субсидии связывает начало указанной процедуры с поступлением в ЗРУЖО информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения, после чего в течение десяти рабочих дней жилищным органом подлежат направлению запросы в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения, а когда на указанные запросы в жилищный орган поступят ответы, то, в течение десяти рабочих дней с момента поступления данных ответов, жилищным органом принимаются решения о предоставлении военнослужащим жилищной субсидии, которые в течение трех рабочих дней с даты вынесения направляются военнослужащим.
Кроме того, действующие нормативные правовые акты предусматривают, что решения о предоставлении жилищной субсидии принимаются исключительно при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях (п. 4 Порядка предоставления субсидии, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510), то есть жилищный орган обязан проверить законность нахождения военнослужащего и членов его семьи на жилищном учете и наличие оснований для их обеспечения жильем, а также рассчитать размер предоставляемой военнослужащему субсидии, с учетом находящегося в пользовании его и членов его семьи жилья. Разрешение указанных вопросов объективно происходит на основании документов, содержащихся в жилищном деле военнослужащего, для чего оно подлежит представлению в ДЖО и ЗРУЖО.
На основании изложенного, отсутствие в ДЖО или ЗРУЖО жилищного дела военнослужащего с заявлением о предоставлении жилищной субсидии и иными необходимыми документами, также является объективным препятствием для рассмотрения вопроса о предоставлении данной субсидии и вынесения жилищным органом соответствующего решения.
Одновременно действующий порядок вынесения жилищными органами решений о предоставлении военнослужащим жилищной субсидии устанавливает обязанность жилищных органов направить военнослужащему копию уже вынесенного решения о предоставлении отмеченной субсидии, но не предусматривает при этом обязанности жилищных органов по собственной инициативе предоставлять военнослужащему какую-либо информацию о ходе процедуры принятия данного решения, а равно информацию о причинах ненаправления ему копии этого решения.
Согласно п. 11 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим, военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма" (приложение к приказу Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280), ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются в порядке очередности гражданам, состоящим, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Очередность определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Как видно из материалов дела, Отделение не наделено полномочиями по вынесению решений о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, а вправе принимать от военнослужащих заявления о перечислении жилищной субсидии, формировать и проверять представленные документы, после чего направлять материалы жилищных дел военнослужащих в ЗРУЖО. При этом жилищное дело Стоянцева в ЗРУЖО не направлялось, поскольку по состоянию на 25 января 2017 года в рамках выделенных лимитов жилищная субсидия выплачивалась военнослужащим, вставшим на жилищный учет не позднее первого полугодия 2014 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу, что начальником Отделения предприняты все необходимые меры для получения Стоянцевым жилищной субсидии, которая не получена им в связи с тем, что на 1 полугодие 2017 года выделены лимиты бюджетных обязательств на предоставление военнослужащим, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях в 2014 году, в связи с чем вина начальника Отделения отсутствует, а оснований для предоставления Стоянцеву жилого помещения вне очереди, не имеется и обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 29 марта 2017 года по административному исковому заявлению Стоянцева ФИО9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца Стрельникова Г.В. - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.