Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Минаева Е.В.
судей краевого суда Безгиновой Л.А., Меньшова С.В.
при секретаре Вяхиревой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки
на решение Ессентукского городского суда от 12 апреля 2017 года
по иску Оганянца И.Р. к Администрации города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки о признании права собственности отсутствующим, прекращении и исключении записи о регистрации права и встречному иску Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки к Оганянцу И.Р. об истребовании имущества из чужого незаконного владения и признании права собственности на земельный участок.
заслушав доклад судьи Безгиновой Л.А.
УСТАНОВИЛА:
Оганянц И.Р. обратился в суд с иском к Администрации города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки о признании отсутствующим права муниципальной собственности за муниципальным образованием город-курорт Ессентуки на объект недвижимого имущества - автобусную остановку площадью "" кв.м., инвентарный номер "", литер "", расположенную по адресу: "" площадь, на основании решении Арбитражного суда Ставропольского края от 29.07.2004 года, исключении записи регистрации N "" из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключении записи из Государственного кадастра недвижимости на объект недвижимости -автобусную остановку площадью "" кв.м., инвентарный номер "", литер "", расположенную по адресу: г. "" площадь, указав в обоснование требований, что право собственности на спорное имущество зарегистрировано за ответчиком на основании решения Арбитражного суда Ставропольского края от 29.07.2004 года, которое было отменено постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.02.2005 года по делу А-63-849/2004-С1 и дело передано на новое рассмотрении. Постановление вступило в законную силу.
Право муниципальной собственности на спорный объект недвижимости зарегистрировано не в установленном законом порядке, что нарушает права собственника земельного участка.
Представитель Оганянца И.Р. по доверенности Ерема М.А., уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просил признать запись в Едином государственном реестре прав номер "" о праве собственности муниципального образования город-курорт Ессентуки, основанную на решении Арбитражного суда Ставропольского края от 29.07.2004 года( дело N А63-849/04-С1) - недостоверной (неактуальной), признать отсутствующим права муниципальной собственности за муниципальным образованием город-курорт Ессентуки, основанное на решении Арбитражного суда Ставропольского края от 29.07.2004 года ( дело N А63-849/04-С1) на объект недвижимого имущества - автобусную остановку площадью "" кв.м., инвентарный номер "", литер "", расположенную по адресу: г."" площадь, прекратить запись регистрации N "" в Едином государственном реестре прав и исключить запись из Государственного кадастра недвижимости на объект недвижимости -автобусную остановку площадью "" кв.м., инвентарный номер "", литер "", расположенную по адресу: г. "" площадь.
Определением Ессентукского городского суда от 12 апреля 2017 года производство по делу в части признания записи в Едином государственном реестре прав муниципальной собственности за муниципальным образованием город-курорт Ессентуки, основанной на решении Арбитражного суда Ставропольского края от 29.07.2004 года на объект недвижимого имущества - автобусную остановку площадью "" кв.м., инвентарный номер "", литер "", расположенную по адресу: г."" площадь, недостоверной (неактуальной) прекращено в связи с отказом представителя истца от этих исковых требований.
Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки обратился в суд со встречным иском к Оганянцу И.Р. об истребовании из незаконного владения Оганянца И.Р. земельного участка с кадастровым номером "", площадью "" кв.м., расположенного по адресу: г. "" площадь, признании за муниципальным образование городским округом городом-курортом Ессентуки право собственности на земельный участок с кадастровым номером "", площадью "" кв.м., расположенный по адресу: г. "" площадь.
В обоснование требований указано, что по договору передачи объекта в муниципальную собственность от "" года ООО "Кавказ" передало в муниципальную собственность города Ессентуки нежилое строение - автобусную остановку, литер "", расположенную на земельном участке с кадастровом номером "", площадью "" кв.м. по адресу: г."" площадь.
Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции Северо Кавказского округа от 14.03.2006 право собственности на указанную остановку признано за муниципальным образованием. Постановление никем не оспорено и не отменено.
Пунктом 12 ст.85 ЗК РФ, п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12 2001 N178-ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Остановочные пункты согласно п.5ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ являются элементом обустройства автомобильных дорог.
"" года при получении выписки из ЕГРП Комитету стало известно, что право собственности за земельный участок, на котором расположена, в том числе, автобусная остановка, принадлежащая муниципальному образованию, зарегистрировано за Оганянц И.Р.
В период с "" по "" право собственности на указанный земельный участок было зарегистрировано за Оганянц Л.А., с "" по "" - за Ситниковой Е.В, с "" по ""- за Меликян А.А.
Оганянц Л.А. земельный участок площадью "" кв.м. Постановлением главы города Ессентуки от "" N "" был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно п.10ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ " О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату регистрации права собственности) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районо, городских округов.
"" Оганянц Л.А. зарегистрировала право собственности на указанный земельный участок.
В нарушение требований действующего законодательства Оганянц Л.А. в Администрацию города Ессентуки с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность не обращалась, решения о предоставлении ей в собственность указанного земельного участка Администрацией города Ессентуки не принималось, договор купли-продажи земельного участка между Администрацией города Ессентуки и Оганянц Л.А. не заключался, денежные средства в бюджет муниципального образования города-курорта Ессентуки не поступали.
В соответствии со ст.301 ГК РФ и п.32 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N10/11 от 29.04.2010 " О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственник вправе истребовать имущество свое имущество у лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Как разъяснено в п.39 Постановления по смыслу п.1ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно передано собственником, помимо их воли.
Регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером "", площадью "" кв.м., расположенный по адресу: г. "" площадь без принятого в соответствии с требованиями законодательства решения органа местного самоуправления, является подтверждением того, что недвижимое имущество- земельный участок, выбыл из владения муниципального образования помимо его воли.
В соответствии с ч.7 ст.1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-Фз " О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к Федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон " Об особо охраняемых природных территориях" участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8-11 настоящей статьи.
Спорный земельный участок в силу закона принадлежит муниципальному образованию городскому округу городу-курорту Ессентуки.
Решением Ессентукского городского суда от 12 апреля 2017 года признано отсутствующим право муниципальной собственности за муниципальным образованием город-курорт Ессентуки, основанное на решении Арбитражного суда Ставропольского края от 29.07.2004 года на объект недвижимого имущества - автобусную остановку, площадью "" кв.м., инвентарный номер "" литер "", расположенную по адресу: "" площадь, прекращена запись регистрации права собственности N ""-"" муниципального образования города-курорта Ессентуки, основанная на решении Арбитражного суда Ставропольского края от 29.07.2004 года недвижимого имущества - автобусную остановку, площадью "" кв.м., инвентарный номер "" литер "", расположенную по адресу: "" площадь.
В удовлетворении встречных исковых требований Комитета по муниципальной собственности к Оганянцу Т.Р. об истребовании имущества - земельного участка с кадастровым номером "", площадью "" кв.м., расположенного по адресу: "" площадь из чужого незаконного владения и признании права собственности на земельный участок суд отказал.
В апелляционной жалобе председатель Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Оганянца И.Р. отказать, встречные требования удовлетворить в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Оганянца И.Р. по доверенности Ерема М.А. просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
. В судебную коллегию поступило заявление Оганянц И.Р. об отказе от иска к Администрации города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки о признании права собственности отсутствующим, прекращении и исключении записи регистрации права.
В соответствии с ч.1,ч.2 ст.39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска.
Суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Поскольку отказ истца Оганянц И.Р. от иска не нарушает права и интересы других лиц, судебная коллегия принимает отказ Оганянц И.Р. от иска к Администрации города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки о признании права собственности отсутствующим, прекращении и исключении записи регистрации права.
Решение суда в этой части подлежит отмене, а апелляционное производство в этой части прекращению.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего ее удовлетворить, решение суда об отказе в удовлетворении их требований отменить, постановить новое решение, которым удовлетворить их исковые требования, представителя администрации города Ессентуки, который поддержал доводы апелляционной жалобы, представителя Оганянц И.Р. по доверенности Еремы М.А., просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда об отказе в удовлетворении встречных исковых требований Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.2 и 4 п.1ст.8 ГК РФ гражданские права возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В п.2ст.9,п.2ст.10 и п.2ст.11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публичных образований.
В соответствии с п.1ст.25 ЗК РФ право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно ст.8 ГК РФ является акт (действие) государственного органа или акт ( действие) муниципального органа.
Постановлением главы города Ессентуки от "" N "" ( в соответствии с действующим на тот момент земельным законодательством) Оганянц Л.А. в постоянное ( бессрочное) пользование под приостановочный павильон со встроенными магазинами предоставлен земельный участок по адресу: г.Ессентуки Привокзальная площадь, долевая площадь "" га ( "" кв.м. в том числе, земельный участок площадью "" кв.м. совместного пользования) в земельном участке общей площадью "" кв.м.
На основании указанного постановления "" года было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Оганянц Л.А. на земельный участок под магазин из земель населенных пунктов, кадастровый номер "" площадью "" кв.м. ( в т.ч. участок площадью "" кв.м. совместного пользования.) Земельный участок выделен из участка общей площадью "" кв.м. по адресу: г. "" площадь, о чем сделана запись регистрации N "".
Согласно ст.20 ЗК РФ (утратила силу с 01.03.2015 года) гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование не предоставляются.
Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
В соответствии с п.1ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации
Согласно п.9.1 ст.3 указанного Закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин обладающим таким земельным участком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст.25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Принятие решений о предоставлении таких земельных в собственность граждан не требуется.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от "" года, "" года на основании заявления Оганянц Л.А. от "" зарегистрировано право собственности Оганянц Л.А. на земельный участок, кадастровый номер "", земли населенных пунктов -земли поселений под магазин площадью "" кв.м. по адресу: г. "", т.е. регистрация права собственности была произведена в соответствии со ст.25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Однако земельный участок площадью "" кв.м. по адресу: г. "" был предоставлен Оганянц Л.А. в постоянное (бессрочное пользование) под магазин и право собственности на указанный участок не могло быть зарегистрировано в соответствии с указанной нормой.
Право собственности Оганянц Л.А. на такой земельный участок могло возникнуть и быть зарегистрировано только на основании решения органа местного самоуправления.
Поскольку органом местного самоуправления решения о предоставлении указанного земельного участка в собственность Оганянц Л.А. в соответствии с нормами земельного законодательства не принималось, право собственности на земельный участок за Оганянц Л.А. было зарегистрировано в нарушение положений указанных правовых норм, право собственности у Оганянц Л.А. на земельный участок площадью "" кв.м. по адресу: г. "" не возникло, соответственно, она не могла отчуждать земельный участок, находящийся у нее на праве постоянного (бессрочного пользования).
Нормами пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 03 декабря 2008 г. N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным ч. ч. 8 - 10 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
Федеральный закон от 03 декабря 2008 г. N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", вступивший в силу с 20 декабря 2008 г., установилпорядок передачи земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, а также определилкритерии отнесения указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. Федерального закона от 03 декабря 2008 г. N 244-ФЗ) установлено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 03 декабря 2008 г. N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи.
Каких-либо доказательств того, что истребуемый земельный участок отнесен к землям федерального значения, и не является собственностью муниципалитета в материалах дела не имеется.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации его права в ЕГРП, за исключением предусмотренных статьей 302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случае, если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (ст. ст. 301, 302 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 39 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
По смыслу данного разъяснения, выбытие имущества из владения собственника помимо его воли является основанием для истребования такого имущества от добросовестного приобретателя.
Земельный участок, кадастровый номер "", земли населенных пунктов -земли поселений площадью "" кв.м. по адресу: г. "" выбыл из владения собственника - муниципального образования города Ессентуки помимо его воли, в связи с чем, требования Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки об истребования имущества из чужого незаконного владения у Оганянца И.Р. и признании за муниципальным образованием городским округом городом-курортом Ессентуки права собственности на спорный участок подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.39,220,328,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ Оганянца И.Р. от исковых требований к Администрации города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки о признании права собственности отсутствующим, прекращении и исключении записи регистрации права.
Решение Ессентукского городского суда от 12 апреля 2017 года в части признания отсутствующим право муниципальной собственности за муниципальным образованием города-курорта Ессентуки, основанное на решении Арбитражного суда Ставропольского края от 29.07.2004 года на объект недвижимого имущества - автобусную остановку, площадью 102,4 кв.м., инвентарный номер "" литер "", расположенную по адресу: "" и прекращении записи регистрации права собственности N "" муниципального образования города-курорта Ессентуки, основанной на решении Арбитражного суда Ставропольского края от 29.07.2004 года недвижимого имущества - автобусную остановку, площадью "" кв.м., инвентарный номер "" литер "", расположенную по адресу: "" и исключении ее из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отменить.
Апелляционное производство в этой части прекратить.
Решение Ессентукского городского суда от 12 апреля 2017 года об отказе в удовлетворении исковых требований Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки к Оганянцу И.Р. об истребовании из его незаконного владения земельного участка с кадастровым номером "", площадью "" кв.м., расположенного по адресу: г. "" и признании за муниципальным образованием городским округом городом-курортом Ессентуки право собственности на земельный участок с кадастровым номером "", площадью "" кв.м., расположенный по адресу: г. "" отменить, постановить новое решение.
Исковые требования Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки к Оганянцу И.Р. об истребовании из его незаконного владения земельного участка с кадастровым номером "", площадью "" кв.м., расположенного по адресу: г. "" и признании за муниципальным образованием городским округом городом-курортом Ессентуки право собственности на земельный участок с кадастровым номером "", площадью "" кв.м., расположенный по адресу: г. "", удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения Оганянца И.Р. земельный участок с кадастровым номером "", площадью "" кв.м., расположенный по адресу: г. "".
Признать за муниципальным образованием городским округом городом-курортом Ессентуки право собственности на земельный участок с кадастровым номером "", площадью "" кв.м., расположенный по адресу: г. "".
Решение суда является основанием для прекращения права собственности Оганянца И.Р. на земельный участок с кадастровым номером "", площадью "" кв.м., расположенный по адресу: г. "", и для исключения записи о регистрация права собственности Оганянца И.Р. на земельный участок с кадастровым номером "", площадью "" кв.м., расположенный по адресу: г. "" из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.