Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Берко А.В.,
судей Бостанова Ш.А. и Журавлевой О.В.,
при секретаре Горбань В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Волкова А.В., поданную на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 мая 2017 года по гражданскому делу по иску Волкова ... к администрации города Ессентуки о признании решения Общественной жилищной комиссии при администрации города Ессентуки, решения администрации города Ессентуки, вынесенного на основании решения Общественной жилищной комиссии при Администрации города Ессентуки, об отказе в принятии Волкова ... на учет в качестве нуждающегося в жилищном помещении - безосновательным, возложении обязанности на Общественную жилищную комиссии при администрации города Ессентуки, администрацию города Ессентуки, отменить указанные решения, рассмотреть заявление Волкова ... повторно, признать Волкова ... нуждающимся в жилом помещении,
заслушав доклад судьи Бостанова Ш.А.,
УСТАНОВИЛА:
Волков А.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что 13.02.2017 года Волковым А.В. в администрацию города Ессентуки были поданы следующие документы: СНИЛС, удостоверение ветерана боевых действий, справка о составе семьи, заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, паспорт гражданина РФ, справка БТИ о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилого помещения на праве собственности, договор найма жилого помещения, для признания нуждающимся в жилом помещении и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. 17.03.2017 года за N 763 от 16. 03.2017 года из администрации города Ессентуки получен отказ о принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, в соответствии с решением общественной жилищной комиссии при Администрации города Ессентуки. При принятии решения ответчик ссылается на перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению установленный Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 года N 126-П О мерах по реализации Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае". С решением об отказе истец не согласен, так как решение ответчика является безосновательным, действия ответчика не соответствуют требованиям закона и нарушают права Волкова А.В., приводят к невозможности реализации его прав в связи с требованием представить документы (информацию) являющиеся личными документами (информацией) постороннего лица.
Просил признать решение Общественной жилищной комиссии при администрации города Ессентуки, решение администрации города Ессентуки, вынесенного на основании решения Общественной жилищной комиссии при администрации города Ессентуки об отказе в принятии Волкова А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - безосновательным, возложить обязанность на Общественную жилищную комиссию при администрации города Ессентуки, администрацию города Ессентуки, отменить указанные решения, рассмотреть заявление Волкова А.В. повторно, признать Волкова А.В. нуждающимся в жилом помещении.
30 мая 2017 года решением Ессентукского городского суда Ставропольского края в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Волков А.В., повторяя доводы искового заявления, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. Утверждает, что суд не исследовал все доказательства по делу, не определилего нуждаемость в жилом помещении. В постановлениях исполнительного органа не указано, какие именно документы должны быть предоставлены заявителем.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Волков А.В. проживает по адресу: город Ессентуки, ул. ... Указанный жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности Вороновой О.В. -1/2 доли, Пушкову С.А.- 1/2 доли, что подтверждается Выпиской из ЕГРН N26-0-1-112/4003/2017-1025 от 05.05.2017 года. Общая площадь дома составляет 115,4 кв.м.
13 февраля 2017 года Волков А.В. обращался через МФЦ в администрацию города Ессентуки с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно уведомления администрации города Ессентуки от 16.03.2017 года, N763 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, Волкову А.В. отказано в виду того, что им не представлены документы за пять лет предшествующие подаче заявления с места жительства по адресу: город Ессентуки, ул. ... , правоустанавливающие документы, домовая книга и технический паспорт на жилое помещение.
По существу вопрос рассмотрен не был, поскольку Волковым А.В. не в полном объеме были предоставлены документы, необходимые для рассмотрения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, обоснованно указал, что отказ в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию не представления документов, является правильным и обоснованным, поскольку именно на гражданина, претендующего на получение в будущем жилого помещения по договору социального найма, возложена обязанность по предоставлению перечня документов, указанных действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность органа местного самоуправления по рассмотрению заявления о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении возникает в случае подачи им лично такого заявления по установленной форме, с приложением всех необходимых документов.
Пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещения), признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно части 3, 4 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с положениями ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, в соответствии с п. 4 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 210-ФЗ от 27.07.2010 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", является административный регламент.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 года N 126-п "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае" утвержден перечень документов, подтверждающих право малоимущих граждан, признанных таковыми в установленном порядке в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; граждан, имеющих право на получение жилых помещений в жилищном фонде Ставропольского края, в соответствии с законодательством Ставропольского края; граждан, имеющих право на получение жилых помещений в жилищном фонде РФ, в соответствии с законодательством РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Административным регламентов предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также принятие граждан отдельных категорий на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по договорам социального найма", утвержденным постановлением администрации города Ессентуки от 11 октября 2013 года N 2187 определен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о принятии на учет:
Документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи:
паспорт гражданина Российской Федерации;
свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста);
документ, заменяющий паспорт (документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом).
Документы, подтверждающие гражданское состояние и состав семьи:
свидетельство о заключении брака;
свидетельства о рождении детей;
решение об усыновлении (удочерении);
решение суда об определении состава семьи (при необходимости).
Документы, подтверждающие право гражданина быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору соцнайма:
копия финансового лицевого счета по месту(ам) жительства гражданина и членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (далее - заявление);
выписка из домовой книги (поквартирной карточки, похозяйственной книги) по месту(ам) жительства гражданина и членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления;
документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор найма жилого помещения, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и иные);
выписка из технического паспорта предприятия технической инвентаризации с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;
справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилого помещения и (или) земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, на праве собственности и о сделках с данным имуществом в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления;
свидетельства о государственной регистрации права собственности гражданина и членов его семьи на жилое помещение и (или) земельный участок, выделенный для строительства жилого дома;
справки бюро технической инвентаризации о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилого помещения на праве собственности.
Установив, что Волков А.В. подал заявление с приложением не в полном объеме необходимых документов для рассмотрения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а именно истцом не были предоставлены указанные в п. 3 "Перечня документов утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 5 сентября 2006 г. N 126-п" документы подтверждающие право гражданина быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении его требований.
При этом суд первой инстанции правильно отметил, что органы БТИ не относятся к органам государственной власти, либо к органам местного самоуправления, а в соответствии с п. 15 ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" положения п. 2 ч. 1 настоящей статьи не распространяется на правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о невыполнении истцом требований административного регламента при обращении заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований быть принятыми на учет нуждающихся исходя из имущественной и жилищной обеспеченности не могут служить основанием для признания незаконным решения ответчика об отказе в постановке на учет, поскольку истцами не выполнены требования закона по предоставлению необходимых документов.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что исполнительный орган обязан был запросить необходимую информацию в соответствующих органах и организациях в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Доводы жалобы об отсутствии у истца иного жилого помещения не влияют на законность решения, поскольку судебный акт, а также решение органа местного самоуправления не лишают заявителя права вновь обратиться с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При этом, судебная коллегия отказывает в удовлетворении ходатайства истца о приобщении к материалам дела нового доказательства - ответа администрации города Ессентуки о том, что Волков А.В. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.
В силу абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Дополнительные (новые) доказательства не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, если будет установлено, что лицо, ссылающееся на них, не представило эти доказательства в суд первой инстанции, поскольку вело себя недобросовестно и злоупотребляло своими процессуальными правами.
Поскольку стороной ответчика не доказана уважительность причин непредставления суду первой инстанции данных доказательств, судебная коллегия полагает, что оснований для принятия их в качестве новых доказательств не имеется, в связи с чем нет оснований для их оценки и учета при постановлении апелляционного определения.
Решение является законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежит, поскольку доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит, ее доводы основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 мая 2017 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.