Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Берко А.В.,
судей Чернышовой Н.И., Журавлевой О.В.,
при секретаре Горбань В.В.,
с участием прокурора Протасовой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ессентуки по доверенности Ярушина В.И. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 24 мая 2017 года, по гражданскому делу по иску прокурора города Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ессентуки о понуждении к исполнению требований закона,
заслушав доклад судьи Берко А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
24 марта 2017 года проведенной прокуратурой города с привлечением представителей Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" проверкой помещений и прилегающей территории Архивного отдела администрации города, расположенного по адресу: г. Ессентуки, ул. ... , условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей не созданы.
Учитывая изложенное, истец просил суд обязать администрацию города Ессентуки обеспечить устранение нарушений законодательства в здании и на прилегающей территории архивного отдела администрации города по адресу: г. Ессентуки, ул. ... , а именно, привести в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", Строительных норм и правил СниП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" пандус при входе в здание, оборудовать его двухуровневыми поручнями с обеих сторон, при входе в здание установить информационно- тактильные знаки, в том числе с использованием шрифта Брайля, отображающие наименование учреждения и схему перемещения внутри помещения для инвалидов по зрению; на прилегающей территории выделить и оборудовать место парковки транспортных средств инвалидов и установить трехмесячный срок для устранения нарушений со дня вступления решения в законную силу.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 24 мая 2017 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - администрации г. Ессентуки по доверенности Ярушин В.И. указывает, что ответчик с состоявшимся решением районного суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства дела. Указывает, что порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населении, исходя из финансовых возможностей бюджетов системы Российской Федерации, организаций. Частью 2 статьи 5 Закона Ставропольского края от 27 февраля 2008года N7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур" установлено, что оборудование и оснащение объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур специальными приспособлениями и устройствами осуществляется в соответствии с техническими регламентами, национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Требования вновь принимаемых нормативных актов и документов не распространяются на ранее построенные здания и сооружения. Положения Федерального закона от 01 декабря 2014 года N419-ФЗ применяются с 01 июля 2016 года исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Здание по адресу: г. Ессентуки, ул. ... , не подвергался реконструкции, в связи с чем, не может являться предметом спора. Просит обжалуемое решение суда от 24 мая 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Ессентуки Г.Д. Джанибеков просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменений, апелляционную жалобу ответчика просит отклонить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, заслушав прокурора Протасову О.Б., не признавшую требования апелляционной жалобы, просившую обжалуемое решение суда оставить без изменений, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, регламентируя судебный процесс, наряду с правами его участников предполагает наличие у них определенных обязанностей, в том числе обязанности добросовестно пользоваться своими правами (ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом реализация права на судебную защиту одних участников процесса не должна ставиться в зависимость от исполнения либо неисполнения своих прав и обязанностей другими участниками процесса.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.
Положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" от 13 декабря 2006 года меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения и др.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов - на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).
Согласно пункту 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которому СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" обязателен для исполнения.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ, жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий (пункт 3.9), в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для таких людей подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (пункт 3.13), наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни (пункт 3.14).
С 01 января 2013 года введен в действие "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605.
Действующий Свод Правил 59.13330.2012 предъявляет аналогичные требования к помещениям и их элементам.
В соответствии с требованиями пункта 5, подпунктов 5.1.1, 5.1.2, 5.1.4, 5.1.9 Свода правил 59.13330.2012 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Входные двери должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. Наружные двери, доступные для маломобильных групп населения, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов или лифты.
Как следует из материалов дела, 24 марта 2017 года прокуратурой города с привлечением представителей Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" проведена проверка помещений и прилегающей территории Архивного отдела администрации города, расположенного по адресу: г. Ессентуки, ул. ... , по результатам которой, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей собственником данного учреждения не созданы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что ответчиком не исполнена обязанность по обустройству входа в здание архивного отдела администрации г. Ессентуки по ул. ... , г.Ессентуки, специальными приспособлениями и оборудованием для доступа инвалидов и маломобильных граждан, что нарушает гарантированные ст. 17 Конституции Российской Федерации права граждан, руководствуясь приведенными в решении нормами материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности оборудовать вход в указанное здание специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, полагает его соответствующим фактическим обстоятельства дела и положениям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с ст. 26 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" положения ст. 15 данного закона, в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, не влияют на правильность решения суда.
Вышеуказанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.
При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Как следует из положений части 2 статьи 5 Закона Ставропольского края от 27 февраля 2008года N7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур" оборудование и оснащение объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур специальными приспособлениями и устройствами осуществляется в соответствии с техническими регламентами, национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Таким образом, как Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ, так и Законом Ставропольского края от 27 февраля 2008года N7-кз предусмотрена конституционная защита прав инвалидов на удовлетворение своих минимальных потребностей в соответствии, в том числе, с "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденным Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605.
Достоверных и достаточных доказательств, позволяющих суду апелляционной инстанции прийти к выводу о невозможности ответчиком выполнения в полном объеме требований по доступности инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, в материалы дела представлено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", предусматривает, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение постановленосудом при правильном применении норм материального права с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 24 мая 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя администрации г. Ессентуки по доверенности Ярушина В.И. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.