Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Быстрова О.В.
Судей Тепловой Т.В., Ситьковой О.Н.
с участием секретаря Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2017 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе УФСИН России по Ставропольскому краю на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 11 апреля 2017 года
по исковому заявлению
Немцова Ю.И. к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛА:
Немцова Ю.И. обратилась в суд г. Ставрополя с иском о признании решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N42 от 16 июня 2016г. в части, касающейся отказа Немцова Ю.И. и членам её семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты - незаконным; обязании Федеральную службу исполнения наказаний России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Немцова Ю.И. с составом семьи из четырех человек: Немцова Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруг - Дегтярева С.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Дегтярева А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Дегтярева А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГг; признании незаконными действия комиссии УФСИН России по "адрес" по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их -семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по предварительной проверке сведений, содержащихся в документах Немцова Ю.И., представленных для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N369.
В обоснование иска Немцова Ю.И. указала, что она проходит службу в системе ФСИН России в настоящее время, с продолжительностью службы в календарном исчислении на момент подачи рапорта 23.01.2014г. - 14 лет 05 месяца 06 дней, что на основании ст.4 ФЗ от 30.12.2012г. N283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", дает ей право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
23.01.2014 она обратилась к директору ФСИН России Корниенко Г.А. с рапортом о принятии её и членов её семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N369. К данному рапорту приложены необходимые документы, что подтверждается описью документов, и справкой секретаря комиссии УФСИН России по СК от 23.01.2014
В середине февраля 2014 года она получила выписку из протокола N2 от 11.02.2014 комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Комиссия ФСИН России с момента получения документов до 13.01.2017 не оповестила о принятом решении.
В середине января 2017 ей поступила выписка из протокола комиссии ФСИН России N 42 от 16.06.2016 и уведомление ВрИО начальника управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта (УКСНЭР ФСИН России) Свиридова Г.С. исх. N 20-1278 от 13.01.2017г., согласно которой ей отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения).
Действия Комиссии ФСИН Россииявляются необоснованными и незаконными. Комиссией УФСИН России по СК не исполнены обязательные действия по проверке представленных документов на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, и проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; при подготовке для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, что способствовало необоснованному и незаконному принятию комиссией ФСИН России решения об отказе Немцовой Ю.И. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N369, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи более 15 кв.м. (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения).
Комиссия УФСИН России по СК обязана обнаружить недостатки в представленных докумёнтах и возвратить их с указанием в письменном виде причин возврата, но Комиссия УФСИН России по СК, по непонятным причинам, не обнаружила нарушения п.5 Правил, и в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи более 15 кв.м. (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения), направила документы в комиссию ФСИН России.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 11 апреля 2017 года исковые требования Немцова Ю.И. к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю удовлетворены частично.
Суд признал решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системьг, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленньгх законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N42 от 16 июня 2016г. в части, касающейся отказа Немцова Ю.И. и членам её семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты - незаконным.
Суд возложил на Федеральную службу исполнения наказаний России обязанность поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Немцова Ю.И. с составом семьи из четырех человек: Немцова Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруг - Дегтярева С.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Дегтярева А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Дегтярева А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГг.
В удовлетворении исковых требований Немцова Ю.И. к УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконными действия комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленньгх законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по предварительной проверке сведений, содержащихся в документах Немцова Ю.И., представленньгх для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системьг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N369 - отказано.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Ставропольскому краю в лице полномочного представителя Мирошниченко Н.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, мотивируя тем, что выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм права. Судом не дано оценки тому, что Немцова Ю.И. не предоставила выписки из ЕГРП на имеющиеся (имевшиеся) объекты недвижимого имущества на себя и членов своей семьи, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях. У комиссии ФСИН России отсутствовала возможность определить степень нуждаемости заявителя и членов ее семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты из-за отсутствия информации в предоставленных документах, в связи с отсутствием возможности установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами ее семьи. Немцова Ю.И. предоставила выписки из ЕГРП только в судебное заседание.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав представителя ответчиков УФСИН России по СК и ФСИН России - Мирошниченко Н.С., просившую апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда в части удовлетворения исковых требований отменить, отказа в иске, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия полагает решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований подлежит оставлению без изменения, в указанной части решение суда не обжаловано, в остальной части решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Немцова Ю.И. проходит службу в системе ФСИН России в настоящее время, с продолжительностью службы в календарном исчислении на момент подачи рапорта 23.01.2014г. - 14 лет 05 месяца 06 дней, что на основании ст.4 ФЗ от 30.12.2012г. N283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - ФЗ РФ N283-Ф3), дает ей право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
23.01.2014г. истец обратилась с рапортом о принятии её и членов её семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N369.
Комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю 11.02.2014 года принято решение о направлении заявления (рапорта) Немцовой Ю.И. в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке ее с семьей (состав семьи 3 человека) на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Как следует из протокола N42 заседания комиссии ФСИН России от 16 июня 2016 года Немцовой отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека семьи более 15 кв.м (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения ст.31 ЖК РФ). В рамках рассмотрения п.12 Правил, утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N369, в соответствии с п.5 Правил, заявитель не представил выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, таким образом, отсутствует возможность установит факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет как право указанных сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ и пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
Частью 8 статьи 4 данного Федерального закона предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
В пункте 5 Правил N 369 от 24.04.2013 закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.
В числе прочего пп. "б" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и совместно проживающих с ним членов его семьи; пп. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющих их документов.
Удовлетворяя исковые требования Немцовой Ю.И. о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и возложении обязанности поставить на учет семью Немцовой с составом семьи 4 человека, суд первой инстанции исходил из того, что Немцовой Ю.И. был представлен во ФСИН России полный пакет документов, предусмотренный Правилами. Также суд посчитал, что истица не должна была предоставлять свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение по адресу: "адрес" "А", а также не должна была предоставлять свидетельство о регистрации Дегтярева Е.С. 2015 года рождения.
Данный вывод суда противоречит требованиям закона.
В соответствии с п.5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 N 201)
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Таким образом, предоставление копий свидетельств о регистрации предусмотрено законом.
Удовлетворяя исковые требования истицы, суд указал, что истицей представлены доказательства, что на каждого члена семьи приходится менее 15 кв.м жилой площади, истица не является членом семьи собственника, при этом суд сослался на акт обследования жилищных условий от 20.03.2017 года, выписку из ЕГРП от 20.03.2017 года, справку N687 от 23.03.2017 года, справку N 688 от 23.03.2017 года, справку N584 от 06.02.2017 года, уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о праве собственности на обьекты недвижимости ( на Дегтярева Д.С., Немцову Ю.И., Дегтярева А.С.).
Однако, указанные документы в комиссию ФСИН России не предоставлялись, о чем свидетельствует опись вложений.
По смыслу закона суд не может подменить комиссию ФСИН России по вопросам, отнесенным к ее компетенции о решении вопроса о постановке на учет, разрешив спор по документам, представленным в суд, но не представленным в комиссию.
Так как предусмотренный пакет документов в комиссию ФСИН России представлен не был, что не позволило комиссии оценить жилищные условия и действия истицы и членов ее семьи по изменению своих жилищных условий, а также подтвердить наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, и, как следствие, повлекло отказ в постановке Немцовой Ю.И. на учет.
Истица не лишена возможности обратиться в комиссию с предоставлением предусмотренного законом (Правилами) пакета документов.
Довод суда первой инстанции о том, что комиссией ФСИН России нарушен 3-х месячный срок рассмотрения заявления о постановке на учет, чем нарушены права истицы является несостоятельным, по тем основаниям, что с учетом вышеизложенного длительность рассмотрения комиссией заявления истицы не повлияла на результат рассмотрения.
Кроме того, суд первой инстанции указал в решении, что ни в действиях истца, ни в действиях членов семьи не усматривается намерение приобретения права состоять на учете у качестве имеющего права на получение ЕСВ, а также нет признаков совершения ими действий, повлекших ухудшение жилищных условий, связанных с требованиями ч.8 ст.4 Закона.
Однако, данный вывод суда никак не мотивирован, при этом суд не проверял обстоятельства, связанные с регистрацией Дегтярева С.Д. с 1996 года по 2010 год по адресу: "адрес".
С учетом изложенного решение суда в части удовлетворения исковых требований подлежит отмене, апелляционная жалоба удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327 - 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 11 апреля 2017 года в части удовлетворения исковых требований Немцовой Ю.И. отменить, апелляционную жалобу представителя ФСИН России- удовлетворить.
Принять в отменной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Немцова Ю.И. к ФСИН России о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты отказать.
Это же решение в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.