Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Быстрова О.В.
Судей Тепловой Т.В., Ситьковой О.Н.
с участием секретаря Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2017 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе администрации города Пятигорска на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 17 мая 2017 года
по исковому заявлению
заместителя прокурора города Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних к администрации города Пятигорска, МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" и МБДОУ детский сад N 23 "Светлячок" об обязании организовать прохождение психиатрического освидетельствования,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора города Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к администрации города Пятигорска, МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" и МБДОУ детский сад N 23 "Светлячок" о возложении обязанности на МБДОУ детский сад N 23 "Светлячок" организовать прохождение всеми работниками в соответствии со штатным расписанием образовательной организации обязательного психиатрического освидетельствования в течение месяца с момента вступления в силу решения суда. При недостаточности средств у образовательной организации обязать администрацию города Пятигорска и МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 23 "Светлячок".
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Пятигорска на основании плана работы прокуратуры на первое полугодие 2017 г., проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и законодательства об образовании в части прохождения работниками муниципальных образовательных организаций обязательных психиатрических освидетельствований работников, по результатам которой в деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 23 "Светлячок" выявлены нарушения требований ТК РФ, ФЗ от 29.12.2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации".
В ходе проверки установлено, что в нарушение закона, 57 сотрудников учреждения психиатрическое освидетельствование в установленном законом порядке не прошли, что недопустимо, поскольку это не обеспечивает полную безопасность детей, пребывающих в учреждении.
Уставом учреждения определено, что учредителем является муниципальное образование город- курорт Пятигорск.
Возмещение затрат на проведение обязательных психиатрического освидетельствования работников, возлагаются на учредителя такого учреждения, то есть на администрацию г. Пятигорска. Функции и полномочия учредителя в части полномочий, определенных действующим законодательством, осуществляет МУ "Управление образования администрации города Пятигорска".
В ходе проверки установлено, что обязанность по прохождению обязательного психиатрического освидетельствования не исполнена ввиду отсутствия денежных средств.
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 17 мая 2017 года суд обязал Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 23 "Светлячок" организовать прохождение всеми работниками в соответствии со штатным расписанием образовательной организации обязательного психиатрического освидетельствования в течение месяца с момента вступления в силу решения суда.
При недостаточности средств у образовательной организации обязал администрацию города Пятигорска и МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 23 "Светлячок".
В апелляционной жалобе администрация города Пятигорска в лице полномочного представителя Григорян А.С. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, мотивируя тем, что судом нарушены нормы процессуального законодательства. Прокурор города Пятигорска избрал неверный способ прокурорского реагирования, не вынес представление с указанием выявленных в результате проведенной проверки нарушений, не дал срок для устранения. Финансирование должно осуществляться непосредственно МБДОУ детский сад N 23 "Светлячок" и только в случае невозможности оплатить освидетельствование, учреждение могло бы обратиться за дополнительным финансированием к МУ "Управление образования администрации города Пятигорска", затем в администрацию города Пятигорска.
В возражениях на апелляционную жалобу Прокурора Ставропольского края просит решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав прокурора Ледовскую Н.В., полагавшую решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В соответствии абз. 13 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии с абз. 7 ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работников.
Пунктом 1 указанных Правил установлено, что они определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
В силу п. 3 Правил освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности
Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет (п. 5 Правил).
Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем (п. 6 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно таблице 2 Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" медицинским противопоказанием для осуществления деятельности работниками учебно-воспитательных учреждений; детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе, сезонных; детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ - интернатов, интернатов при школах; лечебно - профилактических учреждений, санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов - интернатов, непосредственно, связанных с организацией питания пациентов, тренерами, инструкторами по плаванию, работниками бассейнов и лечебных ванн, отпускающие процедуры, медицинским противопоказанием для осуществления деятельности данных категорий работников является заболевание эпилепсией и синкопальные состояния.
Анализ приведенных предписаний Перечня и Порядка, утвержденных федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, позволяет привести вывод, что данные предписания направлены на выявление у работников, в том числе детских дошкольных учреждений, заболевания, препятствующие выполнению ими работы; обеспечивают охрану труда, а также жизнь и здоровье несовершеннолетних, обучающихся в данных учреждениях; предупреждают возникновение угрозы безопасности учащихся, поскольку к обучению, воспитанию, развитию несовершеннолетних могут допускаться лишь те лица, которые не представляют угрозы их жизни и здоровью.
Согласно ч. 12 ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой г. Пятигорска проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и законодательства об образовании в части прохождения работниками муниципальных образовательных организаций обязательных психиатрических освидетельствований работников, по результатам которой в деятельности МБДОУ детский сад N 23 "Светлячок" выявлены нарушения требований ТК РФ, ФЗ от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", выразившиеся в том, что 70 сотрудников учреждения психиатрическое освидетельствование в установленном законом порядке не прошли.
Выявив указанные нарушения, прокурор города Пятигорска обратился в суд с данным исковым заявлением, предъявленным в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.
Заведующей МБДОУ детский сад N 23 "Светлячок" в адрес МУ "Управление образования администрации г. Пятигорска" неоднократно направлялись служебные записки с просьбой решить вопрос о финансировании прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками учреждения.
Согласно Устава МБДОУ детский сад N 23 "Светлячок" учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование город-курорт Пятигорск. Функции и полномочия учредителя осуществляет МУ "Управление образования администрации
г. Пятигорска".
Согласно п. 4.2 Устава МБДОУ детский сад N 23 "Светлячок" финансовое обеспечение осуществляется за счет субсидии из бюджета города Пятигорска.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства детский сад не обеспечил прохождение всеми работниками образовательного учреждения обязательных периодических медицинских осмотров, чем поставил под угрозу безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников, пришел к обоснованному выводу, что бездействия ответчиков нарушают действующее законодательство, ущемляют права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.
Таким образом, суд обоснованно возложил на МБДОУ детский сад N 23 "Светлячок" обязанность организовать прохождение всеми работниками в соответствии со штатным расписанием образовательной организации обязательного психиатрического освидетельствования и обязал администрацию города Пятигорска и МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников МБДОУ детский сад N 23 "Светлячок".
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 327 - 328 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 17 мая 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Пятигорска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.