Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 августа 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Сицинской О.В.,
судей Брянского В.Ю., Болотовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы села Левокумского Левокумского района Ставропольского края Лынник О.Н. на решение Левокумского районного суда Ставропольского края от 09 июня 2017 года
по административному делу по административному исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО Левокумского сельсовета Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации МО Левокумского сельсовета по не принятию на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, о возложении обязанностей по подготовке документации, необходимой для принятия на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, а также о возложении обязанностей обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкиной И.В.
установила:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Левокумского сельсовета Ставропольского края. В обоснование заявленных требований указал, что
Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой, в соответствии с п. 2 плана работы на 1 полугодие 2017, проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в части реализации полномочий органов местного самоуправления по принятию на учет бесхозяйных ГТС, на территории Ставропольского края.
Установлено, что на территории Левокумского муниципального района в границах муниципального образования Левокумского сельсовета, в 0,2 км юго - восточнее с. Левокумское, географические координаты 44*48"13.68" с.ш., 44*39"40.68" в.д. расположено гидротехническое сооружение (далее - ГТС) в виде: ГТС N 1 (водоподпорное сооружение - плотина водохранилища), образующее пруд (площадь водного зеркала 2,8 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне р. Кума. На гидротехническом сооружении пруда имеются следующие дефекты и повреждения: Наблюдается просадка гребня водоподпорного сооружения, зарастание чаши пруда и верхового откоса водоподпорного сооружения пруда камышовой растительностью. В теле водоподпорного сооружения имеется проран. Пруд спущен и не используется по назначению. Уровень безопасности эксплуатационного состояния ГТС ? опасный.
Безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуации с наступлением тяжких последствий. В случае разрушения гидротехнического сооружения возможно затопление прилегающей территории, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.
Статьями, 8,9 Закона N 117-ФЗ определены требования обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, обязанности и полномочия собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.
По данным филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю право собственности на указанное выше ГТС пруда не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется.
Наличие на территории муниципального образования Левокумского сельсовета Левокумского муниципального района объекта повышенной опасности ? гидротехнического сооружения, безопасность которого не обеспечена в соответствии с законом, влечет также неисполнение органом местного самоуправления ? администрацией поселения обязанности по решению вопроса местного значения в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по административным делам, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц ? граждан, проживающих на территории Левокумского района Ставропольского края, иных граждан Российской Федерации, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
На основании изложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействия, выразившегося в не обращении в период с 10.12.2015 года по 24.03.2017 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения (далее - ГТС) в виде: ГТС N 1 (водоподпорное сооружение - плотина водохранилища), образующего пруд (площадь водного зеркала 2,8 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне р. Кума в 0,2 км юго - восточнее с. Левокумское, географические координаты 44*48" 13.68" с.ш., 44*39"40.68" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей". Возложении обязанности в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме документацию и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого имущества в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Обжалуемым решением Левокумского районного суда Ставропольского края от 09 июня 2017 года административное исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО Левокумского сельсовета Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации МО Левокумского сельсовета по не принятию на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, о возложении обязанностей по подготовке документации, необходимой для принятия на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, а также о возложении обязанностей обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения удовлетворено.
Суд признал незаконным бездействие администрации МО Левокумского сельсовета Ставропольского края, выразившееся в не обращении в период с 10.12.2015 года по 24.03.2017 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения (далее - ГТС) в виде: ГТС N 1 (водоподпорное сооружение - плотина водохранилища), образующего пруд (площадь водного зеркала 2,8 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне р. Кума в 0,2 км юго - восточнее с. Левокумское, географические координаты 44*48" 13.68" с.ш., 44*39"40.68" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Суд возложил на администрацию МО Левокумского сельсовета Ставропольского края обязанность подготовить в полном объеме документацию и обратиться в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения в виде: ГТС N 1 (водоподпорное сооружение - плотина водохранилища), образующего пруд (площадь водного зеркала 2,8 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне р. Кума в 0,2 км юго - восточнее с. Левокумское, географические координаты 44*48" 13.68" с.ш., 44*39"40.68" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
В апелляционной жалобе глава села Левокумского Левокумского района Ставропольского края Лынник О.Н. просит отменить решение Левокумского районного суда от 09.06.2017 года о признании незаконным бездействия администрации села Левокумского по не принятию на учет как бесхозяйного недвижимого имущества- гидротехническое сооружение, о возложении обязанностей обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества-гидротехнического сооружения.
Заменить администрацию села Левокумского Левокумского района Ставропольского края как ненадлежащего административного ответчика на надлежащего. В обосновании доводов указывает, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, администрация села Левокумского Левокумского района Ставропольского края является ненадлежащим ответчиком.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором Белевцевом С.А., представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела по данным филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю право собственности на указанное выше ГТС пруда не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется, что не позволяет обеспечить соблюдение требований Закона N 117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с положениями ст. ст. 3 и 9 Закона N 117-ФЗ, гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращении негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Из системного анализа положений Закона N 117-ФЗ следует, что гидротехнические сооружения направлены на обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов при условии соблюдения безопасности такого гидротехнического сооружения. Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения в соответствии со ст. ст. 3 и 9 Закона N 117
Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного объекта не позволяет обеспечивать соблюдение требований Закона N 117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде.
Несмотря на существующую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, ввиду отсутствия собственника гидротехнического сооружения, вопреки требованиям пп. 7.1, 8 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ, устанавливающих обязанность органов местного самоуправления участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в минимизации проявлений терроризма, администрацией муниципального образования МО Левокумского сель Ставропольского края не принимаются меры по постановке на учет спорного ГТС в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановке на баланс муниципального образования.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что не обращение администрации МО Левокумского сельсовета Ставропольского края в государственный регистрирующий орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о не выполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу требований которой, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела, оснований для признания его неправильным судебной коллегией не установлено.
Доводы жалобы основаны на неправильном применении и толковании положений ст.ст.5, 12.1 ФЗ N 117-ФЗ, которые не регулируют порядок принятия на учет бесхозяйных вещей, в связи с чем не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора, так как касаются проектирования, строительства, реконструкции, консервации ГТС, то есть иных действий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и не содержит понятия бесхозяйных вещей.
Именно муниципальное образование, на территории которого находятся бесхозяйные вещи, согласно части 3 ст.225 ГК РФ должно обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Таким образом, действующим гражданским законодательством предусмотрен порядок постановки на учет бесхозяйного имущества, в связи с чем, утверждения апеллянта об обратном не основаны на законе, ошибочны.
Вывод суда о наличии обязанности именно у администрации МО Левокумского сельского совета по принятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанного выше ГТС, основан на сведения полученных из Геоинформационной системы гидротехнических сооружений Ставропольского края.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, направленным на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не имеется.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Левокумского районного суда Ставропольского края от 09 июня 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.