Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 29 августа 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Фомина М.В.,
судей Луневой С.П. и Строчкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бабичевой Елены Викторовны к администрации города Ставрополя, Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе об оспаривании решения органа местного самоуправления и восстановлении нарушенных прав,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика межведомственной комиссии на основании доверенности Бутовой Ксении Николаевны на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 2 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В., судебная коллегия
установила:
Бабичева Е.В. обратилась в суд с административным иском к администрации города Ставрополя, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе об оспаривании заключения межведомственной комиссии N 22 от 07.07.2016 года, постановления администрации города Ставрополя N 2223 от 23.09.2016 года о признании жилого помещения - квартиры N 7, расположенной в многоквартирном доме N ... пригодной для проживания.
Свои требования истец мотивировала тем, что 07.07.2016 года межведомственной комиссией принято заключение о соответствии принадлежащего ей жилого помещений требованиям, предъявляемым к жилому помещению, подлежащему капитальному ремонту, пригодным для проживания.
Данное заключение принято с нарушением Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 (далее Положение), на основании визуального осмотра, без учета выводов, изложенных в заключении эксперта НП "НЭКС" от 21.03.2016 года N 29/03/16Э, согласно которому физический износ помещения составил 84,7 %, оно находится в неудовлетворительном (ветхом) состоянии, является непригодной для проживания, реконструкции и ремонту не подлежит.
При таких обстоятельствах, постановление администрации города Ставрополя от 23.09.2016 года о признании жилого помещения пригодным для проживания также принято с существенными нарушениями закона.
Просила признать незаконными заключение межведомственной комиссии от 07.07.2016 года N 22, постановление администрации города Ставрополя от 23.09.2016 года N 2223 о признании жилого помещения пригодным для проживания, обязать межведомственную комиссию и администрацию города Ставрополя повторно рассмотреть ее заявление, в тридцатидневный срок повторно провести оценку соответствия помещения требованиям, установленным Положением, и принять соответствующее решение.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 02.06.2017 года исковые требования Бабичевой Е.В. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика межведомственной комиссии Бутова К.Н. просит отменить решение суда, как постановленное вопреки фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Указывает, что в ходе дополнительного обследования выводы эксперта, содержащиеся в представленном истцом заключении, не подтвердились, основания для признания квартиры истца непригодной для проживания отсутствуют.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Бабичева Е.В. на основании договора найма служебного жилого помещения N 32-14 от 27.06.2014 года владеет двухкомнатной квартирой N ... , площадью 47.5 кв.м., расположенной в многоквартирном доме N ...
По заявлению истца от 22.04.2016 года назначенная постановлением органа местного самоуправления межведомственная комиссия 09.06.2016 года провела обследование жилого помещения.
07.07.2016 года межведомственной комиссией принято заключение о его соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, пригодным для проживания.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии постановлением администрации города Ставрополя 23.09.2016 года жилое помещение было признано пригодным для проживания, требующим проведения капитального ремонта в целях создания нормальных условий для постоянного проживания, с чем административный истец не согласна.
В соответствии с актом обследования жилого помещения N 20 от 09.06.2016 года, заключением N 22 от 07.07.2016 года межведомственной комиссии к проведению осмотра специалисты, эксперты не привлекались, технические средства не использовались.
Между тем, для рассмотрения и принятия решения заявителем в комиссию было представлено техническое заключение экспертизы НП "НЭКС" от 22.03.2016 года N 29/03/16Э, согласно которому жилое помещение расположено в доме, неустановленного года постройки, многоэтажном, материалы стен выполнены из бутового камня, частично деревянные элементы, выполнение реконструкции при установленном проценте износа 84,7 % нецелесообразно, жилое помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым, непригодно для проживания.
Согласно пункту 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (раздел 3), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Удовлетворяя исковые требования Бабичевой Е.В., суд на основании исследования представленных в дело доказательств и их оценки по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу, что заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации города Ставрополя, было основано лишь на визуальном осмотре членами комиссии жилого помещения и дома в целом без применения необходимых приборов и инструментов, привлечения специалистов, что при подготовке оспариваемых заключения комиссии и постановления органа местного самоуправления привело к существенным нарушениям требований пунктов 7, 43, 44, 47, 49 Положения, и как следствие к принятию комиссией преждевременного заключения, не основанного на детальной и всесторонней оценке технического состояния многоквартирного дома.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46).
Судом установлено, что процедура оценки спорного жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально.
Представленное истцом заключение N 29/03/16Э, подготовленное специалистом НП "НЭКС" 22.03.2016 года, по определению степени физического износа помещения, оценки его пригодности к проживанию, не получило какой-либо оценки при даче оспариваемого заключения.
Других достоверных доказательств, подтверждающих выводы, изложенные в заключении, кроме акта обследования N 20 от 09.06.2016 года, ответчиками суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, суд, установив, что осмотр жилого помещения истца проводился только визуально, без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений, без оценки заключения специалиста, представленного собственником помещения, пришел к правильному выводу о нарушении процедуры проведения оценки соответствия помещения требованиям, установленным в пунктах 43, 44 Положения.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и фактических обстоятельств дела, содержат положения действующего законодательства, но не обосновывают законность принятия оспариваемого заявителем решения межведомственной комиссии, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене по существу законного судебного решения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно, с учетом всех приведенных выше доводов и обстоятельств по делу, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с абзацем 9 пункта 44 Положения N 47, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям включает передачу по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения.
Истец является владельцем жилого помещения, следовательно, межведомственная комиссия обязана была передать ей экземпляр оспариваемого заключения.
Между тем, доказательства, подтверждающие надлежащее исполнение данной обязанности межведомственной комиссией, в деле отсутствуют.
Из протокола заседания комиссии следует, что истец на нем не присутствовала, в связи с чем, суд обоснованно исходил из того, что об оспариваемом заключении межведомственной комиссии истец узнала при получении постановления администрации города Ставрополя от 23.09.2016 года.
С административным исковым заявлением истец первоначально обратилась в суд 29.09.2016 года, то есть в пределах трехмесячного срока.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 2 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.