Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 29 августа 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Луневой С.П., Строчкиной Е.А.,
при секретаре Мазикиной А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя комитета градостроительства администрации г.Ставрополя Богатыревой С.А.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 05 июня 2017 года по делу по административному исковому заявлению Пальцевой Г.Г. к комитету градостроительства администрации г.Ставрополя о признании незаконным бездействия,
заслушав доклад судьи Луневой С.П.,
УСТАНОВИЛА:
Пальцева Г.Г. обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указала, что 26.09.2016 жильцами дома N* по улице Л. в
г.Ставрополе в межведомственную комиссию были представлены документы для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу либо аварийным и подлежащим реконструкции.
Письмом комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 26.12.2016 N* было сообщено, что вопрос о признании многоквартирного дома по улице Л., *, г. Ставрополь аварийным и подлежащим сносу, либо аварийным и подлежащим реконструкции был рассмотрен 18.10.2016. По результатам рассмотрения было принято решение о проведении дополнительного обследования, которое было проведено 26.10.2016. Также было сообщено, что основной вопрос будет рассмотрен на очередном заседании межведомственной комиссии.
Письмом комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 27.01.2017 N* было сообщено, что в связи со штатными изменениями в составе межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного дома по улице Л., *, г. Ставрополь аварийным и подлежащим сносу, либо аварийным и подлежащим реконструкции до настоящего времени не рассмотрен, его рассмотрение планируется на первый квартал 2017 года. Межведомственная комиссия в течение 30 дней рассмотрела заявление и приняла решение о проведении дополнительного обследования, которое проведено 26.10.2016.
До настоящего времени межведомственной комиссией заявление с учетом дополнительно проведенного обследования не рассмотрено, решение не принято. Бездействие комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, выразившееся в не рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома по улице Л., * г. Ставрополь аварийными подлежащим сносу, либо аварийным и подлежащим реконструкции, нарушает права истца и права жильцов многоквартирного дома по ул. Л., *, г. Ставрополь и не соответствует требованиям действующего законодательства.
Просит суд признать бездействие комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, выразившееся в не рассмотрении межведомственной комиссией вопроса о признании многоквартирного дома по улице Л., *, г. Ставрополь аварийным и подлежащим сносу, либо аварийным и подлежащим реконструкции - незаконным. Обязать комитет градостроительства администрации г. Ставрополя рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома по ул. Л., *, г. Ставрополь аварийным и подлежащим сносу, либо аварийным и подлежащим реконструкции в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в силу.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 июня 2017 года исковые требования Пальцевой Г.Г. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Межведомственной комиссии, выразившееся в не рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома по ул. Л., д. * в г. Ставрополе аварийным и подлежащим сносу, либо аварийным и подлежащим реконструкции. На межведомственную комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома по ул. Л., д. * в
г. Ставрополе аварийным и подлежащим сносу, либо аварийным и подлежащим реконструкции по существу путем принятия соответствующего решения в установленный законом 30-дневный срок с даты вступления решения в законную силу. В остальной части требований - отказано.
В апелляционной жалобе представитель комитета градостроительства администрации г. Ставрополя просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новое решение, указывая, что единственным административным ответчиком по данному делу являлся комитет градостроительства администрации города Ставрополя. Однако, в данном случае, удовлетворяя требования, которые в силу закона не могут и не должны быть предъявлены к комитету, суд рассмотрел административное исковое заявление с нарушением норм материального и процессуального права. Обжалуемым судебным актом разрешен вопрос о правах и обязанностях межведомственной комиссии, которая не была привлечена к участию в деле, что является основанием для его отмены в соответствии с частью 4 статьи 310 КАС РФ.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Как следует из материалов гражданского дела, исковые требования были предъявлены к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя, суд первой инстанции признал незаконным бездействие Межведомственной комиссии, и возложил на нее обязанность рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, либо аварийным и подлежащим реконструкции по существу путем принятия соответствующего решения в установленный законом 30-дневный срок с даты вступления решения в законную силу.
При этом материалы дела не содержат сведений о привлечении межведомственной комиссии в качестве ответчика, либо заинтересованного лица к участию в деле.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке.
С учетом изложенного, для участия в рассмотрении дела необходимо было привлечение межведомственной комиссии, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 июня 2017 года отменить.
Направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.