Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 28 июля 2017 г. по делу N 33а-173/2017
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Иванчикова Д.А.,
судей: Бессонова Ю.А.,
Сироты Д.А.,
при секретаре Самодуровой Е.И. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - начальника 4 отдела (г. Оренбург) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальный отдел) Крюковой С.М. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 5 мая 2017 г., которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части N Соловьева А.А. об оспаривании действий начальника территориального отдела, выразившихся в отказе включить его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Сироты Д.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, Приволжский окружной военный суд
установил:
Соловьев, с 6 ноября 2013 г. проходящий военную службу по контракту в войсковой части N в воинском звании , обратился 12 декабря 2016 г. к командиру воинской части с рапортом о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - реестр участников), который вместе с необходимыми документами были направлены установленным порядком в территориальный отдел для их проверки и дальнейшего представления в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - регистрационный орган) для принятия решения о включении Соловьева в реестр участников.
В соответствии с письмом от 3 марта 2017 г. N начальника территориального отдела в отправке документов Соловьева в регистрационный орган отказано в связи с тем, что он в качестве члена семьи военнослужащего в сентябре 2009 г. был обеспечен жилым помещением по договору социального найма за счет средств Министерства обороны Российской Федерации и поэтому не может быть включен в реестр участников.
Посчитав свои права нарушенными, Соловьев обратился в Оренбургский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил упомянутое письмо начальника территориального отдела признать незаконным и обязать названное должностное лицо установленным порядком направить документы в регистрационный орган о включении его в реестр участников.
Решением Оренбургского гарнизонного военного суда от 5 мая 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель начальника территориального отдела Крюкова просит состоявшееся судебное решение отменить ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела и неправильного применения норм материального права, выразившегося в неприменении закона, подлежащего применению, а также вынести по настоящему делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований Соловьева.
В обоснование жалобы представитель административного ответчика, анализируя правовые нормы, регулирующие порядок обеспечения военнослужащих жильем путем предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, и давая им собственную оценку, утверждает, что Соловьев, обеспеченный жилым помещением за счет средств военного ведомства, не вправе подавать документы на включение его в реестр участников, то есть на повторное его обеспечение жильем от государства. В связи с этим, по мнению Крюковой, оспариваемые действия начальника территориального отдела, выраженные в отказе Соловьеву во включении в реестр участников, не нарушают жилищных прав административного истца.
Помимо этого в жалобе отмечается, что выводы суда об отсутствии у начальника территориального отдела полномочий для принятия решений по вопросам, касающимся обеспечения военнослужащих жильем путем участия их в накопительно-ипотечной, системе являются ошибочными, поскольку такими полномочия названное должностное лицо наделено, и они закреплены в приказе начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") от 16 ноября 2015 г. N.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать каждому условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и 3 ст. 40).
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
К участникам накопительно-ипотечной системы в силу п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" относятся сержанты и старшины, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.
Основанием для включения указанных военнослужащих в реестр участников является их письменное обращение с данной просьбой (п. 4 ч. 2 ст. 9 названного Федерального закона).
Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166 (далее - Порядок), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений и в период рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции. Аналогичные нормы содержатся во вступившем в законную силу с 10 июня 2017 г. приказе Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N 245.
В соответствии с указанным Порядком при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет список данных для включения военнослужащих в реестр и представляет его на подпись начальнику кадров органа воинской части и командиру воинской части. К списку для включения в реестр прилагаются необходимые документы, которые направляются воинской частью в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, одним из которых является 4 отдел (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье", где названное управление осуществляет проверку представленных документов и направляет в регистрационный орган сводный список военнослужащих для включения их в реестр. При этом если документы, представленные воинской частью, оформлены с нарушением требований настоящего Порядка или представлены не в полном объеме, региональное управление жилищного обеспечения возвращает их в воинскую часть для оформления надлежащим образом.
Судом первой инстанции достоверно установлено и материалами дела подтверждается, что Соловьев заключил первый контракт о прохождении военной службы 6 ноября 2013 г., а второй - 6 ноября 2016 г., 12 декабря 2016 г. он по команде обратился к командиру войсковой части N с рапортом о включении его в реестр участников, который 25 января 2017 г. с необходимыми документами направлены начальнику территориального отдела для их проверки.
Из содержания письма начальника территориального отдела от 3 марта 2017 г. N следует, что в удовлетворении вышеуказанного рапорта Соловьева отказано по причине его обеспечения в качестве члена семьи военнослужащего в сентябре 2009 г. жилым помещением по договору социального найма за счет средств военного ведомства.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что документы в отношении Соловьева о включении его в реестр участников были оформлены в соответствии с требованиями Порядка и представлены командованием войсковой части N в территориальный отдел в полном объеме. Данные обстоятельства полностью подтвердил начальник территориального отдела в своем письме от 25 апреля 2017 г. N (л.д. 29) и их не оспаривал в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, а также они не оспариваются и в апелляционной жалобе его представителем.
Принимая во внимание изложенное, окружной военный суд считает, что вывод гарнизонного военного суда о том, что начальник территориального отдела согласно приведенным выше правовым нормам не наделен полномочиями по принятию решений о включении военнослужащих либо отказе в таковом в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, является правильным.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно на основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации удовлетворил заявленные требования Соловьева полностью, признал оспариваемое письмо начальника территориального отдела незаконным и обязал названное должностное лицо установленным порядком направить документы в отношении Соловьева в регистрационный орган для принятия решения о включении его в реестр участников.
Доводы апелляционной жалобы представителя административного ответчика об обеспечении Соловьева жилым помещением за счет средств военного ведомства также по вышеизложенным мотивам не могут повлиять на отмену законно вынесенного судебного решения.
Суждения автора жалобы о наличии у начальника территориального отдела самостоятельных полномочий по принятию решений, касающихся реализации военнослужащими своих прав, связанных с участием в накопительно-ипотечной системе со ссылкой на приказ начальника ФГКУ "Центррегионжилье" от 16 ноября 2015 г. N, являются несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права. Более того, в п. 1 названного приказа закреплено, что территориальный отдел осуществляет в установленном порядке на отведенной территории функции, в том числе по рассмотрению документов на включение военнослужащих в реестр участников (исключение из реестра участников), формирование сводных списков на включение военнослужащих в реестр участников (исключение из реестра участников) и направлении их в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, что также указывает на отсутствие у административного ответчика полномочий по принятию решений о включении военнослужащих либо отказе в таковом в реестр участников.
Иных доводов, которые в соответствии со ст. 310 КАС Российской Федерации могут служить поводом к отмене или изменению решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит оспариваемое решение Оренбургского гарнизонного военного суда законным, обоснованным и достаточно мотивированным. Нормы материального права применены судом в соответствии с возникшими правоотношениями, существенных нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 5 мая 2017 г. по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части N, Соловьева А.А. об оспаривании действий начальника 4 отдела (г. Оренбург) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, выразившихся в отказе включить его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Крюковой С.М. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Д.А. Сирота
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.