Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 28 июля 2017 г. по делу N 33а-193/2017
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Иванчикова Д.А.,
судей: Филиппова В.Н.,
Демченко Р.А.,
при секретаре Самодуровой Е.И., с участием представителя административных ответчиков Гурова А.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административных ответчиков начальника Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области Боброва В.Н. и председателя жилищной комиссии этого управления Сошникова В.В. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 24 мая 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области Ледяевой А.Н. об оспаривании решения начальника и жилищной комиссии этого Пограничного управления, связанного со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, и на дополнительное решение этого же суда от 9 июня 2017 года по вопросу распределения судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Демченко Р.А., изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения суд, доводы апелляционных жалоб и поданных на них возражений, а также объяснения представителя административных ответчиков Гурова А.В., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, окружной военный суд
установил:
решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области (далее - ПУ ФСБ России по Оренбургской области) от 11 августа 2016 года, утвержденным начальником этого Пограничного управления, Ледяева, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющая общую продолжительность военной службы 13 лет и заключившая первый контракт о прохождении военной службы в сентябре 2002 года, по её заявлению была признана нуждающейся в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства в "адрес". В связи с заключением в январе 2017 года нового контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе Ледяева решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Оренбургской области от 27 января 2017 года, утвержденным начальником этого управления, была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Полагая свои права нарушенными, Ледяева через своего представителя Степаненкову О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Оренбургской области от 27 января 2017 года, утвержденное начальником этого Пограничного управления, о снятии её с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Рассмотрев данное административное исковое заявление, Оренбургский гарнизонный военный суд решением от 24 мая 2017 года требования Ледяевой удовлетворил полностью.
Не согласившись с таким решением суда, начальник ПУ ФСБ России по Оренбургской области генерал-майор Бобров В.Н. подал апелляционную жалобу, в которой в связи неправильным применением норм материального права просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Ледяевой отказать. В обоснование апелляционной жалобы Бобров указывает, что судом первой инстанции не учтены положения п. 3 ст. 6, абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым военнослужащие имеют право на выбор места жительства при увольнении с военной службы, а право на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства возникает у военнослужащего лишь в связи с увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, по мнению автора апелляционной жалобы суд не принял во внимание и п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, допускающего возможность увольнения Ледяевой с военной службы по иным основаниям, исключающим право выбора основания увольнения, а также п. 3 ст. 10 упомянутого Положения, в соответствии с которым с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, рапорт о заключении нового контракта о её прохождении сверх предельного возраста должен подаваться не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действия ранее заключенного контракта. Судом не правильно истолкованы положения п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, предписывающие учитывать возникновение права военнослужащего на получение жилого помещения по избранному месту жительства с рядом юридически значимых обстоятельств, предусмотренных данной нормой, а также не учтена правовая позиция, содержащаяся в п. 25 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", согласно которой гарантированное военнослужащим право на обеспечение жилыми помещениями должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Принятое судом решение, как считает автор апелляционной жалобы, создает условия, при которых нарушается предусмотренное ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации равенство жилищных прав военнослужащих.
Председатель жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Оренбургской области полковник Сошников В.В. также подал апелляционную жалобу на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 24 мая 2017 года, в которой приводит доводы, полностью соответствующие изложенным выше доводам апелляционной жалобы Боброва.
Дополнительным решением Оренбургского гарнизонного военного суда от 9 июня 2017 года частично удовлетворено заявление Ледяевой о взыскании в её пользу расходов по оплате помощи представителя, и с ПУ ФСБ России по Оренбургской области в пользу Ледяевой взыскано 10000 рублей.
На это дополнительное решение суда Бобровым также подана апелляционная жалоба, в которой он, приводя те же самые доводы, что и в предыдущей апелляционной жалобе, просит это дополнительное решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных Ледяевой требований.
На апелляционные жалобы административным истцом Ледяевой и её представителем Степаненковой О.Н. поданы возражения, в которых они, не соглашаясь с доводами апелляционных жалоб, просят в их удовлетворении отказать, оставив решение суда без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и поданных на них возражениях, заслушав объяснения представителя административных ответчиков, суд апелляционной инстанции находит решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 24 мая 2017 года и дополнительное решение этого же суда от 9 июня 2017 года по настоящему делу законными и обоснованными, а апелляционные жалобы административных ответчиков - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 23 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. от 1 мая 2017 года) военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 28 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 1 июля 2017 года) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.
По делу установлено, что Ледяева, достигшая предельного возраста пребывания на военной службе, была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в "адрес", но после заключения контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе решением жилищной комиссии была с данного учета снята на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, который предусматривает, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет
Признавая такое решение жилищной комиссии незаконным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что прохождение Ледяевой военной службы по контракту, заключенному сверх предельного возраста пребывания на военной службе, не является основанием для снятия ее с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно подп. "а" п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу.
Таким образом, до истечения срока контракта, заключенного сверх предельного возраста, Ледяева вправе уволиться с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. То обстоятельство, что Ледяева в соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебным жилым помещением, реализации данного права не препятствует, поскольку она имеет продолжительность военной службы, позволяющую ей быть обеспеченной жилым помещением для постоянного проживания в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Доказательства же наличия в представленных Ледяевой в жилищную комиссию при принятии на учет документах каких-либо сведений, не соответствующих действительности, также как и доказательства неправомерности действий жилищной комиссии, принявшей Ледяеву на учет, в материалах административного дела отсутствуют.
В связи этим доводы апелляционных жалоб о том, что судом первой инстанции не были учтены либо неправильно истолкованы положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" и иных нормативных правовых актов, касающиеся вопросов обеспечения жилыми помещениями при увольнении с военной службы, а состоявшееся решение суда нарушает равенство жилищных прав военнослужащих, лишены оснований.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 183 КАС Российской Федерации суд первой инстанции правомерно вынес по заявлению Ледяевой и дополнительное решение о взыскании в её пользу расходов по оплате помощи представителя, размер возмещения которых определен судом с учетом требований разумности и справедливости.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену оспариваемых судебных постановлений, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 24 мая 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области Ледяевой А.Н. об оспаривании решения начальника и жилищной комиссии этого Пограничного управления, связанного со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, и дополнительное решение этого же суда от 9 июня 2017 года по вопросу распределения судебных расходов оставить без изменения, а апелляционные жалобы административных ответчиков начальника Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области Боброва В.Н. и председателя жилищной комиссии этого управления Сошникова В.В. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Р.А. Демченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.