Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ночевника С.Г.,
судей Астапенко С.А., Шадриной Е.В.,
при секретаре Тюриковой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования Токсовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 10 мая 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Збышевской Елизаветы Владимировны к администрации муниципального образования Токсовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным отказа, обязании произвести действия.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Збышевская Е.В. обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области и, с учетом уточнения иска, просила признать незаконным отказ администрации МО "Токсовское городское поселение" в утверждении и предоставлении градостроительного плана на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N; обязать совершить предусмотренные законодательством действия по утверждению и предоставлению проекта градостроительного плана на указанный земельный участок.
В административном заявлении указано, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N. 17.03.2016 г. Збышевская Е.В. направила в адрес администрации заявление об утверждении градостроительного плана. 24.11.2016 вынесено решение об отказе в утверждении градостроительного плана. Полагает, что указанное решение является неправомерным, так как она в течение длительного времени пользуется земельным участком без каких-либо ограничений. Оплачивала за участок все предусмотренные действующим законодательством налоги и сборы. То обстоятельство, что земельный участок административного истца не может использоваться под ИЖС не доказано и опровергается представленными материалами. В отношении территории, на которой расположен земельный участок административного истца, неоднократно давались разрешения на строительство (л.д.3-8, 132-133).
Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24.03.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области (л.д.106).
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 10.05.2017 признан незаконным отказ администрации МО "Токсовское городское поселение" в утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N, изложенный в письме от 24.11.2016 г. На администрацию МО "Токсовское городское поселение" возложена обязанность в течение 20 рабочих дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу направить в Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области проект градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером N (л.д.159-165).
В апелляционной жалобе административный ответчик просит указанное решение суда отменить, в части признании незаконным отказа в утверждении градостроительного плана, и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. В жалобе указано, что судом первой инстанции неправильно применены нормы градостроительного законодательства РФ, не дана надлежащая оценка доводам административного ответчика, не исследованы в полном объеме все документы и обстоятельства дела, не указаны правовые нормы, на основании которых суд удовлетворил заявленные требования. Принадлежащий истцу земельный участок находится в зонах Р-1, Р-4, которые не застроены и не предназначены для строительства (л.д.174-178).
В письменном отзыве на апелляционную жалобу административным истцом приведены доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Обращено внимание, что вследствие отказа в согласовании градостроительного плана административный истец не может использовать принадлежащее ему имущество на законных основаниях, поскольку строительство дома в данном случае будет являться самовольной постройкой. Согласно Градостроительному кодексу РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа. Нормы ГрК РФ не предусматривают обязанности гражданина обосновывать цель истребования градостроительного плана.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Збышевская Е.В., представители административного ответчика и заинтересованного лица, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
В удовлетворении ходатайства представителя административного ответчика об отложении судебного заседания, в связи с участием в других судебных заседаниях, судебной коллегией было отказано, поскольку указанная причина неявки в судебное заседание была признана неуважительной.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, судебная коллегия судебная приходит к следующему.
Согласно ст.44 Градостроительного кодекса РФ, в редакции на момент принятия оспариваемого судебного акта, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из положений ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Областным законом Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, отнесено утверждение градостроительных планов земельных участков, за исключением градостроительных планов земельных участков для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, жилых дачных домов и садовых домов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Збышевская Е.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, вид разрешенного использования: для ИЖС, земли поселений (л.д.17, 19, 20-23).
Согласно Правил землепользования и застройки МО "Токсовское городское поселение", утвержденных решением совета депутатов МО "Токсовское городское поселение" от 22.07.2014 N26, и Генеральным планом поселения, утвержденного решением совета депутатов МО "Токсовское городское поселение" от 01.04.2017 N17, земельный участок с кадастровым номером N входит в состав земель населенных пунктов и попадает в две территориальные зоны Р-1 и Р-4 (л.д.90-95).
На основании договора заключенного Збышевской Е.В. 17.09.2015 с АМУ "Многофункциональный центр" МО Всеволожский муниципальный район" подготовлен градостроительный план земельного участка по адресу: "адрес" (л.д.29).
В разделе 2.1 Градостроительного плана приведена информация о разрешенном использовании земельного участка, из которой следует, что земельный участок расположен в зонах Р-1 "Зона зеленых насаждений общего пользования" и Р-4 "Зона пляжей, зон отдыха".
Согласно выписке из градостроительного регламента ПЗЗ зона Р-1 предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения, основные виды разрешенного использования: для размещения парков, садово-парковых зон, скверов, спортивные, детские площадки, открытая эстрада, роллердромы, велотреки и т.д.; вспомогательные виды разрешенного использования: площадки для сбора мусора; условно разрешенные виды разрешенного использования: выставочные открытые площадки, комплексы аттракционов, для размещения технических хон: трубопроводы, линии электропередач, хозяйственные постройки и площадки, оборудованные площадки (для временных сооружений торговли, проката спортивного инвентаря, общественного питания).
Согласно выписке из градостроительного регламента ПЗЗ основными видами разрешенного использования зоны Р-4 являются: для размещения пляжей, спортивных сооружений для пляжных и водных видов спорта, спасательных и лодочных станций, пунктов первой медицинской помощи, детских и спортивных площадок; вспомогательные виды разрешенного использования: хозяйственные постройки для хранения инвентаря для ухода за пляжем, площадки для сбора мусора, общественные туалеты, кабинки для переодевания, душевые кабинки, пункты проката пляжного инвентаря и лодок, объекты, сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; условно разрешенные виды использования: для размещения причалов для лодок и яхт, оборудованные площадки (для временных сооружений торговли, проката спортивного инвентаря, общественного питания).
Аналогичные сведения о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства указаны и в градостроительном плане (л.д.29-38).
17.03.2016 Збышевская Е.В. обратилась в администрацию МО "Токсовское городское поселение" с заявлением об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства жилого дома (ИЖС) по адресу: "адрес", с кадастровым номером N (л.д.16).
24.11.2016 администрация МО "Токсовское городское поселение" сообщило Збышевской Е.В. том, что утверждение градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N не представляется возможным, в связи с тем, что участок входит в состав земель населенных пунктов и попадает в две территориальные зоны Р-1 и Р-4, на которых строительство, в том числе индивидуальное жилищное строительство, не допускается (л.д.10-11).
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника и является обязанностью уполномоченного лица. При этом, нормы Градостроительного кодекса РФ не предусматривают обязанности гражданина обосновывать цель истребования градостроительного плана, предоставлять иные документы, кроме тех, которых связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Поскольку из представленного Збышевской Е.В. для утверждения градостроительного плана земельного участка с очевидностью следует, что земельный участок не предназначен для индивидуального жилищного строительства, то суд первой инстанции, признавая незаконным отказ администрации МО "Токсовское городское поселение" в утверждении вышеуказанного градостроительного плана, руководствуясь положениями областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-оз, обязал администрацию направить градостроительный план для утверждения уполномоченному лицу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, указанного в свидетельстве о собственности, правилам землепользования и застройки Токсовского городского поселения не может служить основанием для отказа в выдаче градостроительного плана.
Несоответствие разрешенного использования земельного участка документам территориального планирования поселения влечет иные правовые последствия - указание в градостроительном плане информации о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке в соответствии с генеральным планом поселения, являющимся основным документом территориального планирования поселения, обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений при подготовке и утверждении документации по планировке территории (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 1 части 1 статьи 26, пункт 5 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительным кодексом не установлены основания, позволяющие органу местного самоуправления принять решение об отказе в выдаче градостроительного плана застроенного или предназначенного для строительства (реконструкции объекта капитального строительства) земельного участка. С наличием градостроительного плана земельного участка связана реализация заинтересованными лицами мероприятий в области землепользования и градостроительства (архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений). Оспариваемые действия (решение) администрации не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает права, законные интересы общества.
Названные нормы ГрК РФ, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, не ставят в зависимость выдачу градостроительного плана от вида разрешенного использования земельного участка и назначения территориальных зон.
Указание в апелляционной жалобе на недопустимость какого-либо строительство на земельном участке административного истца противоречит материалам административного дела, поскольку градостроительные регламенты для зон Р-1 и Р-4 действительно не допускают строительство индивидуальных жилых домов, но не исключают возведение иных построек и сооружений.
Как неоднократно разъяснялось Минстроем России (письма от 05.06.2015 N 17433-ЮР/09 и от 05.07.2017 N 23604-СМ/09), градостроительный план земельного участка не является документом, устанавливающим какие-либо права и ограничения в отношении земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на нем, а является исключительно информационным документом. Градостроительным кодексом РФ не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке градостроительного плана земельного участка, а также основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 10 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Токсовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Береза С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.