Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., рассмотрев 18 июля 2017 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Ржанникове С.Ю., административное дело по жалобе на постановление судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 10 мая 2017 года в отношении
Козловской Н. А., "дата" г.р., уроженки пос. Прибытково Гатчинского района Ленинградской области, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: "адрес",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 10 мая 2017 года, Козловская Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Вина Козловской Н.А. установлена в том, что она совершила нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения шествия, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а именно:
29 апреля 2017 года в период с 14 часов 00 минут до 14 часов 20 минут Козловская Н.А. добровольно присутствовала в массе граждан по адресу: Санкт-Петербург, Александровский парк, д.6, для публичного выражения своего мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера. При этом, Козловская Н.А., как и другие участники массового присутствия, с целью формирования соответствующего общественного мнения участвовала в проведении публичного мероприятия в форме шествия, которое не было согласовано в установленные законом сроки в данном месте с Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге.
Поскольку указанное публичное мероприятие проводилось с нарушением требований ч.3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", сотрудник полиции " ... " осуществляющий в соответствии со статьями 2,12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, посредством громко-усилительной аппаратуры уведомил об этом всех лиц, участвовавших в публичном мероприятии, в том числе Козловскую Н.А., и потребовал прекратить данное публичное мероприятие, проводимое с нарушением закона.
Данное требование Козловская Н.А. проигнорировала, продолжила нарушать требования части 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", добровольно участвуя в несогласованном в установленном законом порядке публичном мероприятии в форме шествия, выражая свое мнение и формируя мнение окружающих к данной проблеме.
Таким образом, Козловская Н.А. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением судьи, Козловская Н.А. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит постановление районного суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование жалобы указала, что из приобщенной в дело аудиовидеозаписи и ее расшифровки видно, что, во-первых, сотрудник полиции " ... " при оглашении своего требования не называл происходящее шествием, во-вторых, материалами дела не установлено массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам, в-третьих, уполномоченный представитель органа внутренних дел не обладает полномочиями для приостановления или прекращения публичного мероприятия, соответственно, требования капитана полиции " ... " о прекращении шествия были бы заведомо незаконными.
Факт пешего перемещения на незначительное расстояние был вызван правомерным поведением: необходимостью выполнения требования сотрудника полиции. В момент исполнения Козловской Н.А. требований сотрудника полиции, подошедшие другие сотрудники и военнослужащие Росгвардии с применением грубой физической силы проводили в специальное автотранспортное средство, степень примененного физического принуждения явно превышала необходимые допустимые пределы.
Кроме того, по делу не установлено и в оспариваемом постановлении не указано время совершения правонарушения.
Миролюбивый характер присутствия Козловской Н.А. в скоплении граждан в рассматриваемом случае свидетельствует в пользу того, что ее действия не выходили за пределы правомерного поведения, никому и ничему не чинили препятствий, не причиняли вреда, не содержали угрозу причинения вреда. Таким образом, квалификация действий Козловской Н.А. по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ не мотивирована, суд первой инстанции дал неверную юридическую оценку действиям Козловской Н.А.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, Козловская Н.А. в Санкт-Петербургском городском суде доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнив, что на видеозаписи, приобщенной к материалам дела и просмотренной в суде первой инстанции, Козловская Н.А. отсутствует. Также указала, что шла на рынок, возле метро "Горьковская" увидела большое скопление людей и полицейских, ей нужно было пройти переход через Каменноостровский проспект. Козловская Н.А. пояснила, что слышала, как полицейские объявляли о несанкционированной акции, в связи с чем, она остановилась на несколько минут посмотреть, что происходит, в этот момент сотрудники полиции начали брать в кольцо людей, которые стояли вокруг нее, после чего ее и других людей привезли в 51 отдел полиции и вечером того же дня отпустили.
Защитник Козловской Н.А.Кутерчина С.А. в Санкт-Петербургском городском суде доводы жалобы поддержала, указала, что привлечение Козловской Н.А. нарушает Конвенцию по правам человека, в отделе полиции было нарушено право Козловской Н.А. на защитника.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что Козловская Н.А. в составе группы лиц приняла участие в публичном мероприятии, не согласованном с исполнительным органом государственной власти, о чем она была уведомлена сотрудниками полиции, что следует из рапорта, представленного в материалах дела, при этом не прекратила свое участие в публичном мероприятии, тем самым нарушила возложенные на нее Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Козловской Н.С. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 29.04.2017 г. с описанием события правонарушения; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, от 29.04.2017 года; рапортами сотрудников отдела полиции и их объяснениями; видеозаписью; ответом из Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности и иными доказательствами, исследованными при рассмотрении дела.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Козловской Н.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Действия Козловской Н.А. как участника не согласованного с органами исполнительной власти публичного мероприятия, нарушившего установленный порядок его проведения, вопреки доводам жалобы, были правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
При этом, вопреки доводам жалобы, имеющимися в деле доказательствами достоверно установлено, что несогласованное публичное мероприятие по указанному адресу, в котором принимала участие Козловская Н.А., отвечает признакам шествия, то есть публичного мероприятия, в том значении, которое ему придает Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", то есть массовому прохождению граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Вывод судьи районного суда о том, что данное шествие не было согласовано в установленном порядке, подтверждается письмом Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга об отсутствии такого согласования и не опровергается какими-либо другими доказательствами.
Исходя из положений ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Оснований для признания рапортов сотрудников полиции недопустимыми доказательствами не имеется, поскольку изложенные в них обстоятельства согласуются между собой и с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения.
Данные документы отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ.
Установив, что рапорт был составлен должностным лицом в рамках его должностных обязанностей, причиной составления рапорта послужило выявление совершения административного правонарушения, при этом порядок его составления был соблюден, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допустимости такого доказательства по данному делу.
Полномочия старшего инспектора ОООП УМВД России по Петроградскому району " ... " в том числе требование прекратить противоправные действия, высказанные в адрес участников несогласованного мероприятия, предоставлены последнему Федеральным Законом от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
Протокол об административном правонарушении в отношении Козловской Н.А. составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в том числе время совершения правонарушения, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Оснований ставить под сомнение достоверность содержания протокола об административном правонарушении, составленного в отношении Козловской Н.А., представленного наряду с иными письменными документами в материалах дела об административном правонарушении, не имеется.
При этом, довод жалобы о нарушении права Козловской Н.А. на защитника в отделе полиции не может быть принят во внимание, поскольку из протокола об административном правонарушении следует, что Козловской Н.А. были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, в том числе право на защитника, о чем имеется собственноручная подпись лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом ходатайств о необходимости помощи защитника Козловской Н.А. заявлено не было, что также подтверждается ее пояснениями, данными в Санкт-Петербургском городском суде.
Ссылка в жалобе о том, что в оспариваемом постановлении не указано точное время совершения правонарушения, на квалификацию вмененного правонарушения не влияет. При рассмотрении дела установлено, что противоправное деяние имело место быть 29 апреля 2017 года.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Козловской Н.А. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Нарушений Конституции РФ при рассмотрении дела в отношении Козловской Н.А., а также норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи, по делу не установлено.
Привлечение Козловской Н.А. к административной ответственности не является вмешательством в реализацию ее прав, гарантированных Конвенцией по защите прав человека и основных свобод, поскольку осуществление права выражать свое мнение и участвовать в собраниях и т.д., как указано в ч. 2 ст. 10 и 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц.
Довод жалобы о том, что Козловская Н.А. в шествии не участвовала, является не состоятельным, поскольку согласно представленным по делу доказательствам информация о нарушении требований закона была доведена до участников мероприятия, в том числе и до Козловской Н.А. сотрудником полиции " ... "., осуществлявшим в соответствии со ст. 2,12 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, который неоднократно публично уведомил всех лиц, участвующих в данном шествии, в том числе Козловскую Н.А., и требовал прекратить шествие и разойтись, посредством громко-усиливающей аппаратуры. Данные законные требования Козловская Н.А. проигнорировала, что последней не оспаривается, законные требования сотрудника полиции о прекращении проведения несогласованного публичного мероприятия не выполнила.
По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. назначено Козловской Н.А. с учетом вышеизложенных требований действующего законодательства, в пределах нижней границы санкции ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Каких-либо данных, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, а также наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, Козловской Н.А. не представлено.
Постановление о привлечении Козловской Н.А. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи по делу не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 10 мая 2017 года, в отношении Козловской Н. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу Козловской Н.А. - без удовлетворения.
Судья Исаева А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.