Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Винниковой Н.В.,
судей Марченко А.А., Шалиевой И.П.,
при секретаре Цыпине И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 августа 2017 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска на решение Советского районного суда г.Челябинска от 26 апреля 2017 года по иску Тафинцевой Татьяны Владимировны, Костина Валентина Викторовича к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Винниковой Н.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражений относительно нее, объяснения представителя ответчика -Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - Поясовой А.С, поддержавшей доводы жалобы, объяснения истцов Тафинцевой Т.В., Костина В.В., их представителя Виноградовой Н.Ю., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тафинцева Т.В., Костин В.В. обратились в суд с иском к Администрации г. Челябинска об обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью образования придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ****.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками квартир **** и **** в двухквартирном доме ****. Указанный жилой дом расположен на земельном участке, огороженном забором, и используется истцами более 15 лет, то есть с момента постройки дома. Тафинцева Т.В., Костин В.В. через представителя обратились в администрацию г. Челябинска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью **** кв.м. придомовой территории под многоквартирным домом, расположенным по вышеуказанному адресу. В утверждении данной схемы было отказано Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска со ссылкой на отсутствие проекта межевания территории. Истцы не согласны с отказом в
утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом.
Истцы Тафинцева Т.В., Костин В.В. в судебном заседании суда первой инстанции при надлежащем извещении не участвовали. Представитель истцов по доверенности Виноградова Н.Ю., в суде первой инстанции исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика- Администрации г. Челябинска в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Судом в порядке ст. 40 ГПК РФ с согласия представителя истцов к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска.
Представитель соответчика- Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска(далее по тексту- КУИЗО) по доверенности Поясова А.С. в суде первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований, указывая на отсутствие разработанного и утвержденного проекта межевания территории.
Суд постановилрешение об удовлетворении исковых требований Тафинцевой Т.В., Костина В.В., обязал Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска в течении 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка под многоквартирным домом ****, в соответствии с требованиями, установленными статьей 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что порядок образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с требованиями ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Полагает, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории возможно только после принятия решения об образовании земельного участка, в порядке, предусмотренном ст. 1 1.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Истцами Тафинцевой Т.В., Костиным В.В. представлены возражения на апелляционную жалобу КУИЗО г.Челябинска с просьбой оставить без
изменения решение суда первой инстанции. Ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П, указывают на то, что не требуется принятия органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка под многоквартирным домом.
Представитель ответчика- Администрации города Челябинска в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГПК РФ) судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Костин В.В. является собственником 3-комнатной квартиры общей площадью **** кв.м., расположенной по адресу: ****, кадастровый номер ****, на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан N **** от 24 ноября 2009 года (л.д. 19). Тафинцева Т.В. является собственником 3-комнатной квартиры общей площадью **** кв.м., расположенной по адресу: ****, кадастровый номер ****, на основании договоров купли-продажи от 18 мая 2015 года и от 18 ноября 2011 года (л.д. 20-21).
14 апреля 2016 года Тафинцева Т.В. в лице представителя по доверенности Виноградовой Н.Ю. обратилась в Администрацию города Челябинска с заявлением о формировании и утверждении границ земельного участка с придомовой территорией под многоквартирным домом, расположенным по адресу: **** (л.д. 24).
Письмом от 19 мая 2016 года за N 14255 Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска указал, что для эксплуатации многоквартирного дома не требуется формирования и утверждения схемы расположения земельного участка; границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома устанавливаются
посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий(л.д. 25).
Согласно письму Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска от 15 июня 2016 года N 40-8216/т утвержденная документация по планировке территории, в пределах которой расположен многоквартирный жилой дом **** отсутствует (л.д. 31).
21 июля 2016 года Тафинцева Т.В. и Костин В.В. в лице представителя Виноградовой Н.Ю. повторно обратились в администрацию города Челябинска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью **** кв.м. по адресу: ****, на кадастровом плане территории в соответствии со ст.ст. 11.10, п.2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 19 августа 2016 года N 24318 Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска указано на то, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания территории.
Согласно карте градостроительного зонирования территории города Челябинска, утвержденной решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", жилой дом **** находится в территориальной зоне В 1.1 (зона усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки). К основному виду разрешенного использования указанной зоны относится: индивидуальные жилые дома усадебного и коттеджного типа, к вспомогательному виду относится: индивидуальные жилые дома блокированного типа; к условно-разрешенному виду использования относятся: многоквартирные дома и др. (л.д.28-30).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что право истцов на получение в совместную собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, не должно зависеть от исполнения органом местного самоуправления обязанностей по утверждению проекта межевания территории, в пределах которой расположен испрашиваемый истцами земельный участок, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда соответствующим установленным по делу обстоятельствам и требованиям норм материального права.
Исходя из положений ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на
котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления .4).
Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, формирование земельного участка под многоквартирным домом включает, в том числе, подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории.
При этом решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 настоящей статьи.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (пп. 4 п. 3 ст. 1 1.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы. Таким образом, в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Вместе с тем, ни земельное, ни жилищное законодательство не предусматривает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме в целях приобретения прав на земельный участок обращаться с заявлениями о подготовке проектов планировки и межевания территории.
В этой связи не могут быть приняты во внимание доводы Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с отсутствием проекта межевания территории, поскольку уполномоченным органом по разработке соответствующих проектов является администрация г.Челябинска, которая не принимает мер к их подготовке и утверждению.
С учетом п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191 -ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям, а также утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории, не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом.
Как установлено судом, истцы обратились в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка именно с целью оформления прав на расположенный под указанным жилым многоквартирным домом земельного участка, и необходимого для его эксплуатации.
Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (введенной в действие с 01 марта 2015 года) под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки
территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).
При этом, согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Исходя из п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 1 1.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения . 17).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в том числе в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден
проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Таким образом, земельным законодательством допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Соответственно, вывод суда о том, что поскольку вопрос об утверждении проекта межевания территории относится исключительно к полномочиям органа местного самоуправления, то основанный на его отсутствии отказ в согласовании схемы расположения земельного участка не соответствует требованиям закона. При этом, обжалуемым решением КУИЗО обязано к утверждению схемы расположения земельного участка, занятого многоквартирным домом ****, в соответствии с требованиями, установленными ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о несогласии с выводом суда о том, что соотношение проекта межевания территории и схемы расположения конкретного земельного участка представляет собой соотношение общего и частного не принимаются судебной коллегией, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации отклоняется судебной коллегией, поскольку не опровергает выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
Учитывая, что по существу доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и иную оценку обстоятельств дела, для чего у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено, в связи с чем, они не могут являться основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Челябинска от 26 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.