Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Коренева А.С.,
судей Деменевой Л.С.,
Бурматовой Г.Г.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Р.Э., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плотникова Д.А. к Администрации Муниципального образования "Калиновское сельское поселение", ГКУ СО "Фонд жилищного строительства", Министерству по управлению государственным имуществом о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета по праву, возникшему до ... , обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма
по апелляционной жалобе истца Плотникова Д.А. на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 16.06.2017.
Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., объяснения истца Плотникова Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец обратился в суд с иском, с учетом уточнений просил обязать Администрацию МО "Калиновское сельское поселение" признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, включить его в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета по праву, возникшему до ... , обязать ГКУ "Фонд жилищного строительства" заключить государственный контракт на строительство (приобретение) жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее учетной нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, за счет бюджетных средств, осуществить действия по регистрации жилого помещения, приобретенного (построенного) для Плотникова Д.А., в собственность; передать в Министерство по управлению государственным имуществом документы, необходимые для зачисления жилого помещения, приобретенного (построенного) для Плотникова Д.А., в казну; обязать Министерство по управлению государственным имуществом в течение ... рабочих дней от даты передачи ГКУ "Фонд жилищного строительства" в Министерство по управлению государственным имуществом документов, необходимых для зачисления построенного (приобретенного) жилого помещения для Плотникова Д.А. в казну, безвозмездно передать его в муниципальную собственность для последующего предоставления Плотникову Д.А. по договору социального найма; обязать Администрацию МО "Калиновское сельское поселение" заключить с Плотниковым Д.А. договор социального найма жилого помещения на приобретенное для него жилое помещение после передачи его в муниципальную собственность МО "Калиновское сельское поселение".
В обоснование требований указал, что в период с ... по ... проходил военную службу по призыву в Чеченской республике и имеет право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилых фондов. Данная льгота предоставляется при наличии удостоверения ветерана боевых действий. ... года после увольнения он обратился в Пышминский военкомат за выдачей и получением удостоверения ветерана. Ему было предложено обратиться позднее, так как его личное дело не пришло, после чего он неоднократно обращался в Пышминский, а после его ликвидации в Камышловский военкомат. Удостоверение было выдано только ... Являясь ветераном боевых действий, он получил удостоверение, дающее право на получение социальных льгот после изменений законодательства, устанавливающего право на предоставление жилья лицам, вставшим на учет до ... Считает, что имеет право на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", в том числе на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Причина пропуска срока постановки на учет является уважительной.
Определением Камышловского районного суда Свердловской области от ... производство по делу в части заявленных требований к Министерству строительства и инфраструктуры, Министерству финансов Свердловской области, Управлению социальной политики по Камышловскому району о признании права на бесплатное предоставление жилого помещения как нуждающегося в жилом помещении ветерана боевых действий, обязании поставить на учет как нуждающегося в жилом помещении ветерана боевых действий прекращено в связи с отказом истца от иска к указанным ответчикам.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от ... в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истец подал на него апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе истцом ставится вопрос об отмене принятого по делу судебного постановления ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что он имеет право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах", в связи с чем просит принять новое решение, которым признать за ним право как ветерана боевых действий на бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов как нуждающегося в жилом помещении, предусмотренное п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах". Считает, что причина пропуска срока для постановки на учет является уважительной.
Возражений на апелляционную жалобу материалы дела не содержат.
Истец в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.
Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении всех участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений ( ... ), а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", принимая во внимание, что доводы жалобы не содержат новой информации об обстоятельствах дела, для их проверки личного участия и дачи объяснений сторон не требуется, при том, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветераназ" ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п. 1, 2 ст. 23.2 Закона о ветеранах).
В соответствии с Порядком Постановления Свердловской области N 357-ПП от 28.06.2006 жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой отечественной войны и нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, по своей правовой природе первоочередное бесплатное предоставление ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов являлось входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан.
Право на такого рода жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей (определение Конституционного Суда РФ от 04.02.2014 N236-О).
С учетом того, что подп. 3 п. 1 ст. 16 Закона о ветеранах (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ) связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.
Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Закона о ветеранах, которые по состоянию на 01.01.2005 имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном подп. 3 п. 1 ст. 16 Закона "О ветеранах", так как в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Плотников Д.А. является ветераном боевых действий, что подтверждается копией военного билета и удостоверением БК ... , выданным ... , соответственно, он обладает правом на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Закона "О ветеранах".
Постановлением Главы муниципального образования "Калиновское сельское поселение" от ... Плотников Д.А. в соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах" поставлен на льготную очередь, согласно удостоверения серия БК ... от ... , на учет по улучшению жилищных условий, как ветеран боевых действий.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Плотников Д.А. не был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях до ... в соответствии с действовавшей на тот период редакцией Закона о ветеранах, в связи с чем не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца, поскольку пришел к выводу о том, что истец не может быть поставлен на учет в целях обеспечения жилых помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Закона "О ветеранах".
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов.
Истец, заявляя требования о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета по праву, возникшему до ... , обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, ссылался на то, что за получением удостоверения ветерана боевых действий в период с ... по ... годы неоднократно обращался в Пышминский, а после его ликвидации - в Камышловский военкомат, по поводу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении обращался в орган по месту жительства.
Так, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что Плотников Д.А. в период до ... мог реализовать свое право на постановку на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
При этом, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной истца ни в суд первой инстанции, ни в заседание суда апелляционной инстанции не представлено доказательств обращения до ... с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в том числе в период до ...
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом доказательств не имеется, поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не находит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камышловского районного суда Свердловской области от 16.06.2017 - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Плотникова Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.С. Коренев
Судьи
Л.С. Деменева
Г.Г. Бурматова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.