Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Банниковой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-362/2017
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕКО"
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости
при участии в судебном заседании:
-представителя административного истца Бахарева В.Л., действующего на основании доверенности от 28 декабря 2016 года;
-представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
-представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
-представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области неявился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЕКО" (далее - административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N (далее - объект недвижимости, земельный участок), равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2015 года.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 5733 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объект автотранспорта (автозаправочная станция), расположенный по адресу: ...
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29сентября2015года N2588 по состоянию на 01января2015года в отношении спорного объекта недвижимости утверждена кадастровая стоимость в размере 11898669, 51 руб.
Административный истец не согласен с указанной кадастровой стоимостью земельного участка, считает ее завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика земельного налога.
Согласно Отчету об оценке от 27 декабря 2016 года N 1437 (далее - отчет), подготовленному оценщиком закрытого акционерного общества Многопрофильная Компания "ЛЕГИОН", рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года составляет 3230000 руб.
На указанный отчет получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Деловой Союз Оценщиков" от 11 апреля 2017 года N 8664.
Однако решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области от 26 января 2017 года, административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
С учетом изложенного административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, в судебном порядке.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях подтвердил дату определения кадастровой стоимости земельного участка и её размер.
В судебном заседании представитель административного истца требование о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка поддержал, просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости определенной в заключении эксперта от 16 августа 2017года N 25.
Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле после возобновления производства по делу определением суда от 06 сентября 2017года.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 5733 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объект автотранспорта (автозаправочная станция), расположенного по адресу: ...
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, являются плательщиками земельного налога.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В отношении указанного выше земельного участка Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29сентября2015N2588 по состоянию на 01января2015года утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 11898669, 51 руб., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости
24 октября 2015 года сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в ЕГРН.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка влияют на права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога, в связи с чем административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной.
Судом также установлено, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и 30 декабря 2016 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Свердловской области.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Свердловской области от 26 января 2017 года административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Административный истец в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, и установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, были представлены отчет об оценке, составленный оценщиком закрытого акционерного общества Многопрофильная Компания "Легион", согласно которому рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01января2015 года определена в размере 3230000 руб. и положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Деловой Союз Оценщиков" от 11 апреля 2017 года N 8664.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона N 135-ФЗ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, определением Свердловского областного суда от 11 июля 2017 года по настоящему делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено эксперту общества с ограниченнойответственностью"Трансэнергоресурс" ( / / )8.
Перед экспертом был поставлен следующий вопрос: Какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь - 5733 кв.м., расположенного по адресу: ... ?
Согласно заключению эксперта от 16 августа 2017года N 25 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года составляет 3358000 руб.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, определенной по результатам судебной экспертизы.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1 - 4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд находит, что эксперт ясно и недвусмысленно ответил на поставленный перед ним вопрос; выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в их правильности и обоснованности.
При этом суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно судом и ее производство поручалось выбранному эксперту; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Суд также находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в экспертном заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Расчет рыночной стоимости земельного участка произведен с использованием сравнительного подхода и метода сравнения продаж, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками и заинтересованным лицом, имеющими возможность заблаговременно ознакомиться с заключением, не опровергнута.
Данных об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, которые могли бы поставить под сомнение достоверность заключения эксперта, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
На основании изложенного, суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 16 августа 2017 года N 25 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельного участка, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
Таким образом, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 3358000 руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
Правила статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области является 30 декабря 2016 года.
Датой внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости является 24 октября 2015 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2016 года.
Что касается вопроса о возмещении расходов за проведение судебной экспертизы, то согласно резолютивной части определения суда от 11 июля 2017 года, оплата экспертизы в размере 30000 руб. была возложена судебным актом на административного истца.
Поскольку счет на оплату экспертизы от 16августа2017 года N 274-т, выставленный обществом с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс" с указанием размера вознаграждения поступил в Свердловский областной суд вместе с заключением эксперта, и к дате настоящего судебного заседания не оплачен административным истцом, последний обязан внести на депозитный счет Свердловского областного суда в срок, не превышающий 10-ти дней после изготовления решения суда в полном объеме, 30000 руб., которые судебным актом в последствии будут перечислены обществу с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ЕКО" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5733 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объект автотранспорта (автозаправочная станция), расположенного по адресу: ... , в размере рыночной стоимости 3358000 (три миллиона триста пятьдесят восемь тысяч) руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 30декабря2016года.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "ЕКО" (ИНН 6652007289) в течении десяти рабочих дней с даты изготовления судебного акта в полном объеме внести вознаграждение в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей (в соответствии со счетом от 16августа2017 года N 274-т., подлежащее выплате эксперту общества с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс" (ИНН 6672160662), на депозитный счет Свердловского областного суда, согласно следующим реквизитам:
...
УФК по Свердловской области (Свердловский областной суд) л/с 05621467020
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательном виде 15 сентября 2017 года.
Председательствующий С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.