Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО "ДВ-Моторс" Кульченко Д.Ю. на постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 5 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО "ДВ-Моторс",
установила:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 5 июня 2017 года ООО "ДВ-Моторс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 995221 рубль 32 копейки без конфискации предметов административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, защитник ООО "ДВ-Моторс" Кульченко Д.Ю. подал жалобу, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, выслушав объяснения защитника ООО "ДВ-Моторс" Кульченко Д.Ю., старшего уполномоченного Владивостокской таможни Борисенко В.С., не нахожу оснований для отмены постановления судьи в силу следующего.
За заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, частью 2 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения.
В силу статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары указываются, в том числе, сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость.
Из материалов дела следует, что 1 июня 2016 года в отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста "Морской порт Владивосток" Владивостокской таможни представителем ООО "ДВ-МОТОРС" подана декларация на товары N, в которой были заявлены следующие сведения о товаре, прибывшем на т/х "RIOFU", по коносаментам NNN от 20.05.2016, во исполнение контракта N N от 4 февраля 2011 года, в том числе:
товар N1 - запчасти а/м, бывшие в употреблении части кузовов а/м, с отпиленной передней частью а/м, линия распила проходит вверху перед передними чашками и далее внизу посередине колесных арок, в сборе с дверьми, остеклением, передней приборной панелью, задним бампером, без ДВС, без АКПП, без колес и ходовой части (моторного отсека) изготовитель Тойота, товарный знак Toyota:
- Тoyota Mark II кузов: JZX115-6003044. 2003 г.;
- Toyota Premio кузов: ZZT245-0030180, 2005 г.;
- Toyota Mark X кузов: GRX120-0006212, 2004 г.;
- Toyota Hiace Regius кузов: КСН46-0015137, 1999 г.;
- Toyota Hiace Regius кузов: KCH46-0004953, 1997 г.;
- Toyota Probox кузов: NCP51-0060657, 2004 г.;
- Toyota Crown Majesta кузов: UZS186-0003694, 2004 г.;
- Toyota Premio кузов: ZRT265-3000739, 2007 г.;
- Toyota Wish кузов: ZNE10-0272995, 2005 г.;
- Toyota Hilux Surf кузов: бн, 1992 г.;
- Toyora Hilux Surf кузов: бн, 2003 г.
Товар N2 - запчасти а/м, бывшие в употреблении, часть кузова а/м с отпиленной передней частью (линия распила проходит вверху перед передними чашками и далее внизу посредине передних колесных арок), в сборе с дверьми, остеклением, передней приборной панелью, задним бампером, без ДВС, без АКПП, без колес и ходовой части и без передней части (моторного отсека), Honda Stepwgn кузов: RF1-1481043, 2000 г.; изготовитель: Honda, товарный знак: Honda.
Товар N 3 - запчасти а/м, бывшие в употреблении, часть кузова а/м с отпиленной передней частью (линия распила проходит вверху перед передними чашками и далее внизу по середине передних колесных арок), в сборе с дверьми, остеклением, передней приборной панелью, задним бампером, без ДВС, без АКПП, без колес и ходовой части и без передней части (моторного отсека), Nissan Bassara кузов: JTU30-203332, 2002 г., изготовитель: Nissan, товарный знак: Nissan.
...
В графе 33 ДТ декларантом был заявлен код ЕТН ВЭД ЕАЭС 8708 29 900 9, данному коду соответствовала ставка таможенной пошлины в размере 5% от таможенной стоимости товара и 18% НДС.
В ходе таможенного контроля товаров был проведен таможенный досмотр (акт таможенного досмотра N), в результате которого установлено, что представленный к досмотру товар представляет собой части кузовов а/м, с отпиленной передней частью (линия распила проходит вверху перед передними чашками, далее внизу посередине передних колесных арок) без ДВС, без АКПП, без крыльев, без колес, и ходовой части и без передней части (моторного отсека).
По результатам проведённых экспертиз (заключение независимого некоммерческого партнерства "Региональный Департамент Оценки" N от 8 июня 2016 года, заключения таможенного эксперта ЭКС - филиала ЦЭКТУ города Владивостока N от 4 июля 2016 года, N от 21 июля 2016 года, заключение ФБУ Приморская ЛСЭ Минюста России N от 23 ноября 2016 года, заключение союза "Приморская торговая промышленная палата" N от 30 декабря 2016 года) установлено, что товары NN 1, 2, 3 обладают свойствами готовых изделий (кузовов), в связи чем данные товары подлежат классификации по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 8707 10900 0.
Указание ООО "ДВ-Моторс" в таможенной декларации недостоверных сведений об описании товара (в графе 31 ДТ товар NN 1,2,3 описан как "зап. части а/м, бывшие в употреблении, передние части а/м", тогда, как фактически товар является "кузовами автомобилей в незавершенном виде") и его классификационном коде ТН ВЭД ЕАЭС (в графе 33 ДТ декларантом заявлен код ТН ВЭД ЕАЭС 87082990009, тогда как товар подлежит классификации в соответствии с кодом 8707 10 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС), что повлияло на занижение подлежащих уплате таможенных платежей в размере 3980885 рублей 28 копеек, послужило основанием для составления таможенным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Принимая решение о привлечении ООО "ДВ-Моторс" к административной ответственности, судья обоснованно исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: копией ДТ N с приложенными к ней коммерческими документами, актом таможенного досмотра N от 3 июня 2016 года; служебной запиской отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров таможни от 12 августа 2016 года N; расчетом недобора таможенных платежей; заключением независимого некоммерческого партнерства "Региональный Департамент Оценки" N от 8 июня 2016 года; заключениями таможенного эксперта ЭКС - филиала ЦЭКТУ города Владивостока N от 4 июля 2016 года, N от 21 июля 2016 года; ответом заместителя генерального директора по техническому регулированию ФГУП "Центрального ордена трудового Красного Знамени НАМИ" ФИО5 от 29 декабря 2016 года N; протоколом об административном правонарушении N от 28 февраля 2017 года, которым в совокупности с другими материалами дела судьей районного суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вывод о наличии в действиях ООО "ДВ-Моторс" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях общества состава вменённого правонарушения, поскольку задекларированный товар по своему техническому состоянию представляет части кузовов легковых автомобилей, у которых отсутствуют части левой и правой боковин каркаса кузова, являются несостоятельными в силу следующего.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В силу Правила (2а) ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Согласно данному Правилу, термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться при помощи крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуется лишь сборочные операции.
Судом установлено, что товар NN 1,2,3, заявленный в ДТ N, определен декларантом как "запчасти а/м, бывшие в употреблении части кузовов а/м, с отпиленной передней частью а/м, линия распила проходит вверху перед передними чашками и далее внизу посередине колесных арок, в сборе с дверьми, остеклением, передней приборной панелью, задним бампером, без ДВС, без АКПП, без колес и ходовой части (моторного отсека)", код ТН ВЭД 8708 99 970 9.
Товарная позиция 8708 ТН ВЭД "Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705: прочие; прочие" не содержит понятия корпуса кузова легкового автомобиля.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8708 ТН ВЭД, в нее включаются части и принадлежности к моторным транспортным средствам товарных позиций 8701 - 8705 при условии, что такие части и принадлежности одновременно отвечают двум следующим требованиям: они должны быть идентифицируемы как пригодные для использования исключительно или главным образом с вышеупомянутыми транспортными средствами; они не должны исключаться положениями примечаний к разделу XVII.
Следовательно, к данной товарной позиции относятся, в том числе части кузовов моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705.
Тексту товарной подсубпозиции 8707 10 900 0 соответствует товар - "кузова (включая кабины) для моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, прочие". Данная товарная позиция не предусматривает возможности отнесения к ней частей кузовов. Соответственно, в товарной позиции 8707 кузова автомобилей могут быть классифицированы в тех случаях, когда степень их незавершенности (некомплектности) позволяет этим товарам обладать основными эксплуатационными свойствами автомобильного кузова.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 8 от 15 марта 2012 года каркас кузова легкового автомобиля состоящий из металлических стержней, усиленных панелями различных конфигураций, и собранных неразъемных (сварных) узлов, которые составляют основу кузова, представленный без следующих кузовных элементов: крыльев, капота, боковых дверей, двери багажного отделения, элементов интерьера, внутренних частей и крепежных элементов, следует классифицировать в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС в соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД. Основу кузова составляют шесть предварительно собранных узлов: передняя панель пола, задняя панель пола, каркас моторного отсека, щиток передка, крыша, правая и левая боковины.
Согласно заключению эксперта Независимого некоммерческого партнерства "Региональный Департамент Оценки" N от 8 июня 2016 года, поскольку на представленных для автотехнической экспертизы объектах конструкции пассажирского салона не повреждены, а повреждения имеются в передней (моторный отсек) или задней (багажный отсек) частях, сконструированных именно для возможного получения каких-либо повреждений и их дальнейшего восстановления в результате проведения ремонтно-восстановительных работ, объекты экспертизы представляют собой кузова легковых автомобилей с наличием дефектов. После проведения ремонтно-восстановительных работ, в соответствии с рекомендациями завода изготовителя, объекты экспертизы - кузова легковых автомобилей будут отвечать техническим условиям безопасности при их эксплуатации.
По результатам исследования эксперт ФБУ Приморская ЛСЭ Минюста России N от 23 ноября 2016 года также пришел к выводу о том, что при наличии недостающих частей, соблюдении специальных процедур (в т.ч. проверки на наличие дефектов после соединения) возможно восстановление первоначальной прочности кузова
в целях дальнейшей эксплуатации, однако в текущем техническом состоянии объекты представляют "части кузовов легковых автомобилей".
В соответствии с разъяснениями ФГУП "Центрального ордена трудового Красного Знамени НАМИ" кузова легковых автомобилей с элементами ходовой части, укомплектованные оптикой, элементами салона, но с демонтированной частью моторного отсека (передка) либо с демонтированной частью багажного отсека (задка) являются некомплектными кузовами легковых автомобилей.
При таких обстоятельствах, судья районного суда правильно установил, что товары, задекларированные ООО "ДВ-Моторс" как "запасные части автомобиля" фактически представляют собой "каркас кузова легкового автомобиля",
поскольку имеют все шесть узлов, необходимых для классификации их для целей таможенного декларирования в соответствии с правилом 2.а Основных правил интерпретации ТН ВЭД, как готовое изделие.
Отсутствие одной части каркаса кузова легкового автомобиля, которая может быть воссоединена с кузовом в ходе сборочных работ не превращает кузов в его запасную часть. Запасной частью кузова будет его недостающая часть.
При таком положении утверждения представителя ООО "ДВ-Моторс" о правомерности декларирования представленного для таможенного оформления спорного товара как "запасные части автомобиля", не могут быть признаны обоснованными.
Доводы жалобы ООО "ДВ-Моторс" не опровергают выводов судьи районного суда и не являются основанием для отмены постановленного судебного акта. Аналогичные по своему содержанию доводы являлись предметом проверки судьи районного суда, и им в постановлении дана подробная мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Выводы судьи о том, что товары NN 1,2,3, заявленные в ДТ N обладают свойствами готовых изделий (кузовов) и, в соответствии с ОПИ их классификацию следует осуществлять по коду 8707 109000 ТН ВЭД ЕАЭС, основаны на положениях Таможенного кодекса Таможенного союза, Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза", Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии N от 15 марта 2012 года и являются правильными.
Указанные в письме заместителя генерального директора по техническому регулированию ФГУП "Центрального ордена трудового Красного Знамени НАМИ" ФИО5 от 29 декабря 2016 года N недостатки, допущенные экспертом ННП "Региональный Департамент Оценки" ФИО6 в примененной им в экспертном заключении формулировке - "кузов с наличием дефектов" на правильность выводов судьи не повлияли, поскольку из этого же письма следует, что представленные кузова легковых автомобилей с элементами ходовой части, укомплектованные оптикой, элементами салона, но с демонтированной частью моторного отсека (передка) либо с демонтированной частью багажного отсека (задка) являются некомплектными кузовами легковых автомобилей.
То обстоятельство, что заявление недостоверных сведений не повлекло за собой занижение размера таможенных пошлин, поскольку товар не был выпущен на территорию Таможенного Союза, не имеет правового значения, поскольку к обязательным элементам объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относится не только освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера, но и возможность таковых. Неверное указание ООО "ДВ-Моторс" классификационного кода ввезенного товара могло повлечь за собой недоплату таможенных платежей в размере 3980885 рублей 99 копеек, что подтверждено материалами дела.
Вина ООО "ДВ-Моторс" в совершении административного правонарушения установлена в соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО "ДВ-Моторс" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "ДВ-Моторс" в соответствии с санкцией части 2 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исключительных обстоятельств для снижения в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначенного обществу размера административного штрафа не установлено.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 5 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО "ДВ-Моторс" оставить без изменения, жалобу защитника Кульченко Д.Ю. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.