Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Синельниковой Л.В., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Мишустиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Платуновой Л.И., Платунова А.В., Платунова О.А., Платуновой Е.А. к администрации г. Орска, Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на получение жилого помещения по программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" по категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев,
по апелляционной жалобе Платуновой Л.И., Платунова А.В., Платунова О.А., Платуновой Е.А. на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 20 апреля 2017 года,
установила
Истцы обратились в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав, что на основании постановления Правительства РФ N *** от (дата). Платунова Л.И. и члены ее семьи супруг Платунов А.В., дети П. О.А., П, Е.А. были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилье по категории граждан, признанных вынужденными переселенцами, по программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по федеральной целевой программе "Жилище".
(дата) постановлением администрации г. Орска N *** Платунова Л.И. и члены ее семьи исключены из участников указанной программы и оставлены в общих списках нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что Платунова Л.И. совершила действия, направленные на ухудшение жилищных условий с целью сохранения статуса вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье, поскольку отказалась от принятия наследства по закону после смерти матери (дата) в пользу своей сестры И. Н.И., а именно от причитающейся ей *** части дома, расположенного по адресу: (адрес) в котором семья истцов зарегистрирована по месту жительства и проживает фактически.
Истец полагала постановление администрации г. Орска N *** от (дата). незаконным, нарушающим ее права, поскольку статус ее семьи в качестве вынужденных переселенцев и жилищные условия не изменились, они остаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем просила суд признать за ней и членами ее семьи право на получение государственного сертификата по программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" по категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев; обязать администрацию г. Орска и Министерство социального развития Оренбургской области восстановить Платунову Л.И. и членов ее семьи в списках очередников на получение государственного сертификата по программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище" по категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 20 апреля 2017 года в удовлетворении исковых требований Платуновой Л.И., Платунова А.В., Платунова О.А., Платуновой Е.А. отказано.
Не согласившись с таким решением, истцы обратились с апелляционной жалобой, в которой просили решение отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание Платунова Л.И., Платунов А.В., Платунов О.А., Платунова Е.А., представитель администрации г. Орска Оренбургской области, представитель Министерства социального развития Оренбургской области не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц, в порядке, предусмотренном статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения представителя третьего лица УМВД России по Оренбургской области Р, Е.В., действующей на основании доверенности, просившую апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153 утверждены Правила, устанавливающие порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма).
Правительством Российской Федерации постановлено, что формой финансовой поддержки по обеспечению граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, и утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной Подпрограммы.
Согласно подпункта "ж" пункта 5 Правил право на участие в данной подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 05.07.2016 N 629 введен п.7.2 Правил, в соответствии с которым не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане - участники подпрограммы, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1 - 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".
В соответствии с пп.1 пункта 5 статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно нескольких оснований, в т.ч. когда вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.04.2007 N 258-О-О указал, что намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем по договору социального найма. То есть намеренное ухудшение жилищных условий - это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами субъективного права в противоречие с его социальным назначением.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Платунова Л.И., Платунов А.В., Платунов О.А., Платунова Е.А. являются вынужденными переселенцами, что подтверждается выданными им удостоверениями с указанием о продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев до (дата).
Из постановления администрации г. Орска Оренбургской области N *** от (дата) усматривается, что Платунова Л.И. и члены ее семьи Платунов А.В., Платунов О.А., Платунова Е.А., с *** года включены в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" по категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев.
Постановлением администрации г. Орска Оренбургской области N *** от (дата) подтверждена нуждаемость в жилом помещении истца и членов ее семьи.
В ходе проверки, проведенной Министерством социального развития Оренбургской области, при утверждении списка претендентов на социальную выплату установлено, что Платунова Л.И. отказалась от причитающейся ей части наследства в виде жилого дома после смерти ее матери, что расценивается как намеренное ухудшение жилищных условий, в связи с чем право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для продолжения участия в данной подпрограмме у Платуновой Л.И. возникнет не ранее (дата) Документы возвращены в орган местного самоуправления.
Постановлением администрации г. Орска Оренбургской области от (дата) N *** Платунова Л.И. и члены ее семьи Платунов А.В., Платунов О.А., Платунова Е.А. на основании письма министерства социального развития Оренбургской области от (дата) N *** исключены их списка участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев.
Судом первой инстанции установлено и не оспорено сторонами, что истцы зарегистрированы и проживают в доме, расположенном по адресу: (адрес) собственником которого являлась А. В.И. - мать Платуновой Л.И., умершая (дата) В связи с отказом от принятия наследства в пользу Ивановой Н.И. (сестры) последняя приняла наследство, в качестве нового собственника жилого дома заключила договор найма с Платуновой Л.И., который истцом предоставлен в *** году в Администрацию г. Орска в качестве документа, подтверждающего нуждаемость в жилье, а в УМВД РФ по Оренбургской области в качестве основания для продления срока действия статуса вынужденного переселенцев в связи с отсутствием на территории Российской Федерации в собственности жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку установленным по делу обстоятельствам в совокупности и пришел к обоснованному выводу о том, что Платунова Л.И. совершила действия, направленные на сохранение права состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения и сохранение статуса вынужденных переселенцев, намеренно ухудшив свои жилищные условия и утратив возможность стать собственником части жилого помещения в порядке наследования по закону.
При этом суд верно отметил, что право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и участия в данной подпрограмме у Платуновой Л.И. и членов ее семьи возникнет по истечении срока, установленного статьей 53 Жилищного кодекса РФ, поэтому законных оснований для признания за истцами на момент рассмотрения спора права на получение жилищного сертификата по категории вынужденных переселенцев и восстановления в списках по указанной категории не имеется.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда судебная коллегия не усматривает, поскольку разрешая спор, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы истцов повторяют позицию, изложенную ими в исковом заявлении и в суде первой инстанции, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом, а потому не являются основанием для отмены решения суда. Доказательств, опровергающих выводы суда, авторами жалобы, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.
Ссылка в жалобе на то, что суд не принял во внимание сохранение нуждаемости её семьи в жилье и продление срока действия статуса вынужденных переселенцев не может повлиять на содержание оспариваемого решения, поскольку в силу требований ст. 53 ЖК РФ истцы исключены из списков участников подпрограммы в связи с утратой оснований для постановки на учет нуждающихся в жилье, а при продлении (дата) срока действия статуса вынужденного переселенцев до (дата) данные обстоятельства не являлись предметом оценки соответствующего территориального органа УМВД РФ по Оренбургской области.
Решение судом первой инстанции постановленос соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства правильно оценены судом, о чем в решении содержатся мотивированные и аргументированные выводы, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила
Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области орт 20 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Платуновой Л.И., Платунова А.В., Платунова О.А, Платуновой Е.А, - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.