Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Синельниковой Л.В.,
судей Анненковой К.К., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Шишко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области на решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 07 июня 2017 года
по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области о ликвидации несанкционированной свалки,
заслушав доклад судьи Синельниковой Л.В.,
установила:
Прокурор Новоорского района Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к администрации МО Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области, указав, что прокуратурой района 21 апреля 2017 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Новоорского района требований законодательства об отходах производства и потребления на территории МО "Новоорский поссовет", в ходе которой были выявлены нарушения требований земельного и природоохранного законодательства и потребления на территории МО "Новоорский поссовет" на земельных участках, не предназначенных для этого. Актом проверки установлено, что на земельных участках местности расположенных: (адрес), расположены несанкционированные свалки.
Из акта осмотра от 21 апреля 2017 года усматривается, что администрация МО "Новоорский поссовет" требования Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона "Об охране окружающей среды", Устава МО Новоорский поссовет в части обязанности организовать деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов не исполняет, тем самым нарушая права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Просил суд обязать администрацию МО "Новоорский поссовет" ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в (адрес)
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кулешова К.А. заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Семашкова Н.В., Г., действующая на основании доверенности от 10 января 2017 года, против удовлетворения исковых требований возражала.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования "Новоорский поссовет" в срок до 01.11.2017 года ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в (адрес)
В апелляционной жалобе администрация МО Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что администрация не наделена полномочиями по ликвидации несанкционированно складированных отходов. Полагают, что данная обязанность возложена на исполнительные органы субъекта РФ.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Трофимова А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, выявлено, что на земельных участках местности расположенных: в (адрес), расположены несанкционированные свалки, которые образовались на протяжении длительного периода времени. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 21.04.2017 года.
Согласно выкопировкам из генерального плана МО "Новоорский поссовет" земельный участок кадастрового квартала ***, а также земельный участок с кадастровым номером ***, расположены на территории МО Новоорский поссовет.
Доказательств того, что указанные территории отведены под размещение санкционированных свалок для сбора отходов, в материалы дела не представлено.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 2 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 20 ст. 5 Устава муниципального образования "Новоорский поссовет" закреплено, что к вопросам местного значения относятся в том числе, участие в организации в деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
На основе анализа вышеуказанных правовых норм суд первой инстанции пришел к выводу, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по ликвидации коммунальных отходов на территории муниципального района.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанный вывод суда противоречит действующему законодательству отклоняется, поскольку ликвидация несанкционированных свалок является формой участия в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П).
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к компетенции муниципальных образований.
С учетом положений части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (пункт 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13).
Довод апелляционной жалобы, что ликвидация несанкционированного складирования отходов не входит в компетенцию администрации МО, поскольку они наделены лишь полномочиями по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, данная обязанность возложена на исполнительные органы субъекта РФ, не является основанием для отмены решения суда, поскольку перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения возложенных на них обязанностей.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 07 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.