Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полшковой Н.В.,
судей Ившиной Т.В., Морозовой Л.В.
при секретаре Борниковой О.И.
с участием прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Трофимова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Кирпичева А.В. к администрации муниципального образования г. Бузулук Оренбургской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда
по апелляционной жалобе администрации г. Бузулука Оренбургской области на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 19 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., пояснения представителя истца - прокурора Трофимова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Бузулукский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Кирпичева А.В. с названным иском, указав, что Кирпичев А.В., (дата) года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своего жилья не имеет.
В 2011 года Кирпичев А.В. приговором Бузулукского районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2011 года был осужден к 6 годам 6 месяцем лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
С 27 сентября 2010 года по 15 августа 2016 года Кирпичев А.В. отбывал наказание в ВКУ ИК-4 УФСИН России по Оренбургской области.
До направления в места лишения свободы Кирпичев А.В. проживал и был зарегистрирован по адресу: (адрес).
08 июля 2014 года он, находясь в местах лишения свободы, обратился в администрацию г. Бузулука с заявлением о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации МО г. Бузулук от 06 августа 2014 года в постановке на такой учет Кирпичеву А.В. было отказано в связи с непредставлением всех необходимых документов, а именно в связи с непредставлением документа, подтверждающего факт проживания на территории г. Бузулука (паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельства о регистрации по месту жительства, судебного решения об установлении факта проживания).
Вместе с тем прокурор указал, что в силу норм закона регистрация является лишь способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Кирпичеву А.В. паспорт гражданина Российской Федерации был выдан 07 июня 2012 года в то время, когда он отбывал наказание в исправительном учреждении, в связи с чем штамп о регистрации по месту жительства в г. Бузулуке ему проставлен не был.
29 декабря 2016 года Кирпичев А.В. вновь встал на регистрационный учет по адресу: (адрес).
Таким образом, он, как ребенок-сирота, имеет право на обеспечение жилым помещением по месту жительства, основания для отказа ему в этом отсутствуют.
Прокурор просил суд признать право Кирпичева А.В. на включение в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, признать отказ ответчика во включении в такой список незаконным, обязать администрацию (адрес) предоставить Кирпичеву А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Оренбургской области.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 19 мая 2017 года исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Кирпичева А.В. удовлетворены.
Суд восстановил Кирпичеву А.В. срок обжалования постановления администрации МО г. Бузулук от 06 августа 2014 года N-п о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и признал такой отказ незаконным.
Признал за Кирпичевым А.В. право на обеспечение жилым помещением, обязал администрацию МО г. Бузулук Оренбургской области предоставить Кирпичеву А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм предоставления жилой площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Оренбургской области, предусмотренных на указанные цели в бюджете на финансовый год, в пределах города Бузулук Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация города Бузулука Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, об отложении дела не просили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Кирпичев А.В., (дата) года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, до достижения им совершеннолетия его родители умерли; мать А. - (дата), отец Б. - (дата).
В период с 27 сентября 2010 года по 15 августа 2016 года Кирпичев А.В. отбывал наказание в местах лишения свободы.
В этот период, а именно 17 июня 2014 года, Кирпичев А.В. через начальника исправительного учреждения, в котором он отбывал наказание (ФКУ ИК-4 УФСИН России по Оренбургской области), обратился к Главе администрации г. Бузулука с заявлением об обеспечении жилым помещением по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". На момент обращения с данным заявлением Кирпичев А.В. достиг возраста 22 лет.
При этом, обращение именно к главе администрации г. Бузулука с заявлением было связано с тем, что до отбытия в места лишения свободы Кирпичев А.В. постоянно проживал и был зарегистрирован в (адрес) в жилом помещении своего брата - В.
Членом семьи В. Кирпичев А.В. не является, ранее, а именно в 2006 году, было установлено попечительство В. над своим несовершеннолетним братом, однако (дата) постановлением Главы г. Бузулука от обязанностей попечителя В. был освобожден в связи с отсутствием взаимопонимания с подопечным.
Кирпичев А.В. был направлен в ГОУ "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Бугуруслан", постановлением Главы г. Бузулука от 05 декабря 2008 года за ним сохранено право пользования квартирой по адресу: (адрес).
В связи с тем, что приговором Бузулукского районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2011 года Кирпичев А.В. был привлечен к уголовной ответственности и ему назначено наказание в виде реального лишения свободы, он был снят с регистрационного учета по адресу: (адрес) 05 апреля 2011 года, что следует из сообщения МО МВД России "Бузулукский" от 19 апреля 2017 года. После чего указанное жилое помещение за ним больше не сохранялось. Впоследствии указанная квартира была приватизирована проживающими в ней лицами без учета истца.
Постановлением администрации г. Бузулука от 06 августа 2014 года N-п Кирпичеву А.В. было отказано во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с непредставлением всех необходимых для этого документов, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Оренбургской области от 19.09.2013 года N 782-п "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В письме начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Оренбургской области, где Кирпичев А.В. отбывал наказание на момент обращения с соответствующим заявлением к ответчику, администрацией г. Бузулука разъяснено, что Кирпичеву А.В. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по категории "дети-сироты" в связи с непредставлением документа, подтверждающего факт проживания заявителя на территории МО г. Бузулук (паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельства о регистрации по месту жительства, судебного решения об установлении факта проживания заявителя по определенному адресу), а также документа, подтверждающего состав семьи (справки о составе семьи, выписки из домовой книги).
Удовлетворяя исковые требования прокурора об обеспечении Кирпичева А.В. жилым помещением, суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие оснований для обеспечения его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 1 января 2013 года.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, Верховный суд РФ дает разъяснения о том, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с положениями которого признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривавший предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа. Из положений статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ следует, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года детям указанной категории, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 3 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 19.09.2013 года N 782-п "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден перечень документов, необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из данного перечня действительно следует необходимость представления в орган местного самоуправления таких документов, как документа, подтверждающего факт проживания заявителя на территории городского округа (муниципального района) Оренбургской области (паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту жительства, судебное решение об установлении факта проживания заявителя по определенному адресу), и документа, подтверждающего состав семьи заявителя (справка о составе семьи, выписка из домовой (поквартирной) книги, свидетельство о заключении брака, свидетельство (свидетельства) о рождении ребенка (детей), вступившее в законную силу решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка).
Среди наиболее распространенных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, Верховным Судом РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями указана такая причина как установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Материалами дела подтверждается, что Кирпичев А.В. до достижения им возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Как было указано выше, в возрасте 22 лет, находясь в местах лишения свободы, через руководителя учреждения он обращался в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.
Как следует из указанных выше разъяснений Верховного Суда РФ, отсутствие на тот момент всех необходимых документов для постановки на такой учет не может явиться основанием для лишения ребенка-сироты права на внеочередное обеспечение жильем.
Кроме того, как установлено судом, находясь в исправительном учреждении, Кирпичев А.В. не имел возможности представить все документы, включенные в перечень и, соответственно, запрашиваемые администрацией г. Бузулука для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. С регистрационного учета по адресу закрепленного за ним жилого помещения Кирпичев А.В. в связи с отбытием в места лишения свободы был снят.
Доводы апелляционной жалобы ответчика в указанной части сводятся к неверному пониманию норм материального права и правильных выводов суда не опровергают.
Судебная коллегия считает необходимым также указать следующее.
Изначально квартира по адресу: (адрес) предоставлялась на условиях социального найма матери Кирпичева А.В. - А. - в 1989 году ей был выдан ордер на заселение.
В качестве членов семьи нанимателя в ордер включены муж Б., дочь Г., сын В., сын Д.Д., дочь Е.
(дата) в порядке приватизации квартира была передана в общую долевую собственность В., Ж., З., И., К., Л., по 1/6 доле каждому.
Площадь квартиры на момент приватизации составляла 38,6 кв.м.
Истец Кирпичев А.В. в договор социального найма включен не был.
Факт того, что указанное жилое помещение предоставлялось умершей матери истца на условиях социального найма, в данном конкретном случае не лишает Кирпичева А.В. права требовать обеспечения его жилым помещением специализированного жилищного фонда как ребенка-сироту.
В названном Обзоре Верховный суд РФ приходит к выводу, что за детьми-сиротами признается право на внеочередное обеспечение жилым помещением при наличии закрепленного жилого помещения, если было установлено, что вселение в это жилое помещение невозможно в связи с признанием его в установленном порядке непригодным для проживания.
Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в ныне действующей редакции проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (и, следовательно, таким детям-сиротам должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда), если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом данная норма не содержит такого условия, как наличие у детей-сирот статуса малоимущих, несмотря на то, что впоследствии на это жилое помещение с детьми-сиротами должен быть заключен договор социального найма.
Площадь жилого помещения, предоставленного при жизни матери Кирпичева А.В. - 38,6 кв.м, на момент предоставления состав семьи включал в себя 6 человек, в настоящее время количество лиц, которым жилое помещение было передано в порядке приватизации - также 6 человек. Таким образом, в любом случае общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Соглашаясь с выводами суда о наличии оснований для обеспечения Кирпичева А.В. жилым помещением в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", судебная коллегия полагает ошибочными выводы суда в части пропуска Кирпичевым А.В. срока для оспаривания Постановления администрации г. Бузулука от 06 августа 2014 года N-п и необходимости восстановления такого срока ввиду уважительности его пропуска со ссылкой на положения КАС РФ.
Требования о признании незаконным отказа ответчика в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и обеспечении жилым помещением обоснованно заявлены прокурором и рассмотрены судом в исковом порядке, вид судопроизводства был определен правильно, нормы КАС РФ к возникшим между сторонами правоотношениям не применимы.
Часть 1 статьи 196 ГК РФ устанавливает общий срок исковой давности - три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Разъяснения относительно причин отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях дано администрацией г. Бузулука начальнику исправительного учреждения, в котором Кирпичев А.В. отбывал наказание 15 августа 2014 года. Сведений о вручении данных разъяснения, как и отказа в постановке на учет Кирпичеву А.В. материалы дела не содержат. Из мест лишения свободы Кирпичев А.В. освободился 16 августа 2016 года, с заявлением к прокурору о защите своих прав обратился 24 января 2017 года, иск в суд в его интересах подан прокурором 27 февраля 2017 года. Таким образом, и с момента отказа в постановке на учет, и с момента освобождения из мест лишения свободы, когда Кирпичев А.В. мог и должен был узнать о нарушении своего права, он обратился за защитой такого права в суд в пределах срока исковой давности.
Учитывая изложенное, решение суда в части восстановления истцу срока для обжалования постановления администрации МО г. Бузулук от 06 августа 2014 года N-п о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит отмене, данный вывод - исключению из резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 19 мая 2017 года отменить в части восстановления Кирпичеву А.В. срока для обжалования постановления администрации МО г. Бузулук от 06 августа 2014 года N-п о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключить абзац 2 из резолютивной части решения.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Бузулука Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.