Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 30 августа 2017 г. по делу N 33а-1221/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А.,
судей: Опанасенко В.С., Патланя В.А.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение 5 гарнизонного военного суда от 31 мая 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, сержанта в отставке Алояна Мартина Карленовича о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с порядком направления истца на военно-врачебную комиссию, увольнения с военной службы, исключения из списков личного состава воинской части, медицинской характеристики и о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры "адрес" военного округа майора юстиции Арефьева М.С., предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Алоян М.К. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными:
- направление на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию военно-медицинского управления Службы национальной безопасности Республики Армения, выданное командиром войсковой части N от 30 января 2017 г. N 18/27- ВВК;
- приказ командира войсковой части N от 14 февраля 2017 г. N 25-ЛС об увольнении с военной службы по состоянию здоровья;
- приказ командира войсковой части N от 15 марта 2017 г. N 43-ЛС об исключении из списков личного состава воинской части;
- медицинскую характеристику, составленную на него капитаном медицинской службы Москалевым А.В.
Кроме того, административный истец просил суд обязать командира войсковой части N отменить оспоренные им приказы, восстановить на военной службе, выплатить денежное довольствие и дополнительные выплаты за время необоснованного увольнения с военной службы, а также взыскать в счёт компенсации морального вреда 50 000 рублей.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит содержание законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, выражает несогласие с выводами суда о том, что он был направлен на медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе в соответствии с международным договором и соглашениями, а также приказом ФСБ России от 8 апреля 2016 г. N 241, считает, что в отношении него нарушена процедура прохождения военно-врачебной комиссии, поскольку граждане Республики Армения, имеющие статус военнослужащих и равные с военнослужащими Российской Федерации права и обязанности, военно-врачебную экспертизу должны проходить в медицинских учреждениях органов ФСБ России.
Кроме того, Алоян М.К. указывает, что медицинская характеристика не соответствует требованиям п. 70 Инструкции об организации военно-врачебной экспертизы в органах федеральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 8 апреля 2016 г. N 241, поскольку в ней содержатся сведения, не касающиеся его состояния здоровья, а также предрешено заключение военно-врачебной комиссии.
В возражениях на апелляционную жалобу административного истца представитель административного ответчика - Кичигин Н.В. и заместитель военного прокурора 312 военной прокуратуры гарнизона просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Статьей 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования (г. "адрес".) предусмотрено, что обеспечение жизнедеятельности Пограничных войск Российской Федерации на территории Республики Армения, в том числе их медицинское обеспечение, будет осуществляться Республикой Армения.
Согласно ст. 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения "О порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики Армения в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения" (г"адрес"ДД.ММ.ГГГГ.), Республика Армения создает необходимые условия для призыва и принятия на военную службу по контракту граждан Республики Армения в Пограничные войска Российской Федерации, находящиеся на территории Республики Армения.
В соответствии со ст. 1 Соглашения об организации медицинского обеспечения военнослужащих и членов их семей, рабочих и служащих Пограничных войск (заключено в г. Минске 26 июня 1992 г., договаривающиеся стороны Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) военнослужащие Пограничных войск при наличии медицинских показаний направляются в военно-медицинские учреждения Пограничных войск и получают в них медицинскую помощь. При отсутствии по месту службы или проживания военно-медицинских учреждений Пограничных войск, а также возможности оказания некоторых видов специализированной медицинской помощи и в неотложных случаях медицинская помощь оказывается во всех медицинских учреждениях государств - участников независимо от их принадлежности, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований с целью охраны здоровья личного состава.
Пунктами 23 и 25 Инструкции об организации военно-врачебной экспертизы в органах федеральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 8 апреля 2016 г. N 241, определено, что направление на военно-врачебную комиссию для освидетельствования осуществляется на основании решения руководителя, начальника органа безопасности, указанное решение принимается на основании информации военно-медицинской организации.
По делу установлено, что сержант Алоян М.К., имеющий гражданство Республики Армения, проходил военную службу по контракту в войсковой части 2392 в воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание "младший сержант".
Направлением командира войсковой части N от 30 января 2017 г. N 18/27-ВВК Алоян М.К. направлен на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию военно-медицинского управления Службы национальной безопасности Республики Армения для определения категории годности к военной службе.
Из справки от 1 февраля 2017 г. следует, что истец освидетельствован военно-врачебной комиссии военно-медицинского управления Службы национальной безопасности Республики Армения и на основании ст. 44 Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565) признан ограничено годным к военной службе.
Вопреки доводам жалобы, оспариваемое направление оформлено в рамках предоставленных командиру войсковой части N полномочий.
Алоян М.К. правомерно направлен в медицинскую организацию Службы национальной безопасности Республики Армения, поскольку военно-медицинские организации ФСБ России на территории Республики Армения отсутствуют, что подтверждается справкой начальника военно-медицинской службы Пограничного управления ФСБ России в Республике Армения от 31 мая 2017 г. N757/1294.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания направления незаконным, в связи с чем в удовлетворении указанного требования отказано правомерно.
Согласно п. 70 Инструкции об организации военно-врачебной экспертизы в органах федеральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 8 апреля 2016 г. N 241 медицинская характеристика составляется и подписывается врачом военно-медицинской организации и заверяется печатью военно-медицинской организации, в которой военнослужащий состоит на медицинском обеспечении. В медицинской характеристике указываются сведения о результатах обследований, медицинских осмотров, диспансерного динамического наблюдения за состоянием здоровья военнослужащего, количестве его обращений за медицинской помощью, количестве дней нетрудоспособности, влиянии исполнения обязанностей военной службы на состояние здоровья и предварительном диагнозе. Сведения, указанные в медицинской характеристике, должны подтверждаться данными медицинской книжки и другими медицинскими документами.
Вопреки доводам жалобы, из составленной врио начальника медицинской службы - начальником медицинского пункта медицинской службы войсковой части 2392 медицинской характеристики на Алояна М.К., в признании незаконной которой судом первой инстанции отказано, следует, что в ней содержатся сведения о здоровье истца. При этом из медицинской характеристики не усматривается указание о том, какое решение должна принять военно-врачебная комиссия.
В соответствии с подпункта "г" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Согласно п. 15 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).
Таким образом, вывод суда о том, что действия командования, связанные с увольнением Алояна М.К. с военной службы и исключением его из списков личного состава воинской части с 17 марта 2017 г., не нарушают прав истца, является обоснованным.
Поскольку при увольнении Алояна М.К. с военной службы по состоянию здоровья и исключении его из списков личного состава воинской части командование не допустило нарушений законодательства о порядке прохождения военной службы, то основания для компенсации истцу морального вреда отсутствовали.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Следовательно, основания для удовлетворения апелляционной жалобы административного истца отсуствуют.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение 5 гарнизонного военного суда от 31 мая 2017 г. по административному исковому заявлению Алояна Мартина Карленовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи: В.С.Опанасенко
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.