Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 30 августа 2017 г. по делу N 33а-1234/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А.,
судей: Опанасенко В.С., Патланя В.А.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 22 мая 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, сержанта запаса Бурцева Александра Николаевича о признании незаконными решения Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии истца и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, приказов командующего войсками "адрес" военного округа и командира войсковой части N об увольнении истца с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителя командующего войсками "адрес" военного округа - Подшибякина П.Ю., возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры "адрес" военного округа майора юстиции Арефьева М.С., предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Бурцев А.Н. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными:
- решение Федерального государственного казённого учреждения ""адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N ОКР/09-12/48 об отказе в принятии его и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;
- приказ командующего войсками "адрес" военного округа от 24 декабря 2014 г. N 322 л/с об увольнении с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- приказ командира войсковой части N от 24 апреля 2015 г. N 77 с/ч об исключении из списков личного состава воинской части.
Кроме того, административный истец просил суд обязать административных ответчиков отменить оспоренные им решение и приказы, восстановить его в указанных списках, а также обязать жилищный орган рассмотреть вопрос о принятии его и членов семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства с 24 декабря 2014 г.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении требований Бурцева А.Н. в части, касающихся оспаривания увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части отказано в связи с пропуском срока обращения в суд с административным исковым заявлением, а в удовлетворении остальных требований - ввиду их необоснованности.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит отдельные положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения, утверждает, что вывод суда первой инстанции о пропуске им срока на обжалование увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части не основан на материалах дела. Так, истец указывает, что военную службу в войсковой части N он не проходил, содержание оспариваемых приказов до него не доводилось, а показания допрошенных в судебном заседании свидетелей являются недостоверными, поскольку они являются заинтересованными лицами. Автор жалобы утверждает, что о приказе об исключении из списков личного состава части без оставления в списках на обеспечение жилым помещением он узнал 21 января 2017 г., в связи с чем установленный ст. 219 КАС Российской Федерации трехмесячный срок на обращение в суд им не пропущен.
Далее в жалобе отмечается, что в решении суда ошибочно указано об увольнении его с военной службы по окончанию срока контракта, поскольку в соответствии с приказом командующего войсками Южного военного округа от 24 декабря 2014 г. N 322 л/с он уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Кроме того, Бурцев А.Н. выражает несогласие с решением жилищного органа от 29 декабря 2016 г. N ОКР/09-12/48 об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, считает, что он имеет право на обеспечение жильем как гражданин, уволенный с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и имеющей необходимую для этого выслугу лет. При прохождении военной службы он в установленном порядке сообщал командованию о его необеспеченности постоянным жильём, а также выразил желание быть обеспеченным жильём в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, однако ввиду ненадлежащего исполнения командованием своих обязанностей это желание не было реализовано, считает, что отсутствие у него статуса военнослужащего на дату подачи заявления о принятии на жилищный учёт не может являться основанием для отказа в этой просьбе, полагает, что жилищные права в период прохождения военной службы он не реализовал по вине командования.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель командующего войсками "адрес" военного округа и прокурор просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно положениям ст. 219 КАС Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Оспариваемыми приказами административный истец уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключен из списков личного состава воинской части с 29 апреля 2015 г.
Вопреки доводу автора жалобы, судом первой инстанции установлено, что Бурцев А.Н. ознакомлен с вышеуказанными приказами 28 апреля 2015 г.
Данное обстоятельство подтверждено показаниями свидетелей: старшего лейтенанта ФИО12 и капитана ФИО13
Оснований сомневаться в достоверности показаний указанных свидетелей не имеется, поскольку они последовательны и согласуются как между собой, так и с другими материалами дела.
Каких-либо неприязненных отношений между свидетелями и административным истцом или иной заинтересованности в таких показаниях в суде не установлено, следовательно, утверждение в апелляционной жалобе о недостоверности показаний свидетелей является несостоятельным.
В административном исковом заявлении истец подтвердил получение 30 апреля 2015 г. денежного довольствия при увольнении с военной службы.
С административным исковым заявлением Бурцев А.Н. обратился в гарнизонный военный суд в апреле 2017 г., то есть с пропуском установленного законом трёхмесячного срока.
Суд первой инстанции, установив отсутствие уважительных причин пропуска срока обращения, обоснованно отказал административному истцу в удовлетворении требований, касающихся оспаривания увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части на основании ст. 219 КАС Российской Федерации по мотиву пропуска срока обращения в суд.
Отказ в удовлетворении требований в связи с пропуском срока обращения в суд с административным исковым заявлением исключал необходимость исследования судом доказательств, касающихся существа требований, а также приведения в решении суда правовой аргументации по этим вопросам.
Утверждение истца о том, что его не могли ознакомить с оспариваемыми приказами в штабе войсковой части 98548 ввиду того, что он военную службу в указанной воинской части не проходил, является несостоятельным, поскольку в установленном порядке условное наименование войсковой части 98548 изменено на войсковую часть 01228.
В соответствии с абз. 1 и 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Согласно п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются указанные в данной Инструкции документы.
Для обеспечения от военного ведомства жилым помещением, военнослужащие в период прохождения военной службы обращаются в специализированную организацию Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Признание нуждающимися в жилых помещениях граждан, уволенных с военной службы, для обеспечения жильём от военного ведомства законодательством, регулирующим вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, не предусмотрено.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы, которым согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Кроме того, согласно п. 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление о принятии на жилищный учёт и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учёт) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Таким образом, жилищное законодательство не ограничивает возможность подачи военнослужащим заявления о принятии на жилищный учёт изданием приказа об увольнении с военной службы и связывает такую возможность лишь с датой исключения его из списков личного состава воинской части, т.е. с утратой статуса военнослужащего.
По делу установлено, что Бурцев А.Н. в период прохождения военной службы нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в установленном порядке не признавался и не состоял на соответствующем учёте.
5 декабря 2016 г., то есть после исключения из списков личного состава воинской части, Бурцев А.Н. обратился в жилищный орган с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N ОКР/09-12/48 Бурцеву А.Н. и членам его семьи отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что на дату обращения, а именно 5 декабря 2016 г. он утратил статус военнослужащего и не может быть принят на такой учёт в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280.
Таким образом, поскольку на дату обращения с соответствующим заявлением истец утратил статус военнослужащего в связи с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, он не мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При таких обстоятельствах, вопреки доводу автора жалобы, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о законности вынесенного решения Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации решения об отказе в принятии Бурцева А.Н. на жилищный учёт.
Доводы истца относительно того, что он сообщал командованию о его необеспеченности жилым помещением, не могут повлиять на вышеприведённые выводы, поскольку вопросы, связанные с признанием военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отнесены к компетенции жилищного органа, а не командования.
Бурцев А.Н. же обратился в жилищный орган с заявлением после увольнения с военной службы.
Надлежит отметить и то, что в решении суда ошибочно указано об увольнении Бурцева А.Н. с военной службы по окончанию срока контракта, а также имеются иные недочёты, однако правильное по существу решение суда в силу ч. 5 ст. 310 КАС Российской Федерации не может быть отменено по формальным соображениям.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 22 мая 2017 г. по административному исковому заявлению Бурцева Александра Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи: В.С. Опанасенко
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.