Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 06 сентября 2017 г. по делу N 33а-1241/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Костина В.А.,
судей: Шуайпова М.Г., Цыбульника В.Е.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 7 июня 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований майора Чекина Владимира Ивановича об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. "адрес") Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение управления жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии истца и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца и его представителя - Балоночкина А.А. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 7 апреля 2017 г. N ОН/13-14/4 Чекину В.И. и членам его семьи отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации - в связи с представлением документов, которые не подтверждают его право состоять на таком учете.
Чекин В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать названное решение незаконным, обязать его отменить и признать его и членов его семьи нуждающимися в обеспечении жильем.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы указывает, что выданный ему 30 июня 2000 г. государственный жилищный сертификат получен и реализован исходя из суммы, рассчитанной согласно имевшейся на тот момент выслуги лет. При этом им на состав прежней семьи было приобретено домовладение общей площадью 59,2 кв.м, которое после расторжения брака по решению суда перешло в собственность его бывшей супруги, а он за свою долю получил денежную компенсацию, на которую купил жилое помещение в г. "адрес" общей площадью 18 кв.м. В настоящее время он, как военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., имеет право на улучшение жилищных условий, поскольку члены его новой семьи не обеспечены жилым помещением по установленной норме.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В силу п. 5 ст. 15 того же Федерального закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно п. 14 ст. 15 названного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Содержание вышеприведенных норм закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная службы, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя указанной категории военнослужащих, к которой относится Чекин В.И., гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная службы, обязанность по предоставлению такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
По делу установлено, что Чекин В.И. заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., в воинской части, дислоцированной в г. "адрес" и общая продолжительность его военной службы составляет свыше 30 лет.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы Чекину В.И. в 2000 г. Ставропольской КЭЧ района выдан государственный жилищный сертификат для приобретения жилья на состав семьи 4 человека, на основании которого он в августе того же года приобрел в собственность домовладение в "адрес", общей площадью 59,2 кв.м.
В 2001 г. при разделе имущества в судебном порядке Чекину В.И. была присуждена денежная компенсация за принадлежащую ему долю в указанном домовладении.
В 2005 г. Чекин В.И. повторно вступил в брак, в декабре 2016 г. приобрел в собственность жилое помещение в г. "адрес" общей площадью 18,2 кв.м. При этом истец с членами новой семьи обеспечены служебным жилым помещением по месту его военной службы.
В 2017 г. истец обратился в уполномоченный жилищный орган с заявлением о принятии его и членов новой семьи на жилищный учет.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением начальника отделения (территориальное, г. "адрес") Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 7 апреля 2017 года N ОН/13-14/4 Чекину В.И. отказано в признании его и членов семьи (всего 6 человек) в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по причине обеспеченности его в 2000 г. по установленным нормам жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации с использованием социальной выплаты, удостоверяемой ГЖС, а в последствии ухудшившим жилищные условия, получив денежную компенсацию за принадлежащую ему на праве собственности 1/4 долю жилого помещения.
При таких обстоятельствах законных оснований для принятия истца на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, после утраты права пользования приобретенным за счет Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением не имелось.
Что же касается доводов истца о том, что члены его новой семьи не обеспечены жилым помещением по установленной норме, то правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего и они, в случае отсутствия у военнослужащего необходимых правовых оснований для получения жилья в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих", не ограничены в возможности быть обеспеченными жильем в общем порядке согласно нормам ЖК Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 7 июня 2017 г. по административному исковому заявлению Чекина Владимира Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.