Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 06 сентября 2017 г. по делу N 33а-1246/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Костина В.А.,
судей: Шуайпова М.Г., Цыбульника В.Е.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 17 мая 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований старшего прапорщика в отставке Вагановой Ирины Витальевны об оспаривании решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ? управление жилищного обеспечения) и начальника указанного учреждения о снятии административного истца и члена её семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - жилищный учет).
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы с дополнениями, судебная коллегия
установила:
решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 6 декабря 2016 г. N 115/сев Ваганова И.В. и её младший сын сняты с жилищного учета, поскольку она, будучи обеспеченной жильем от военного ведомства свыше учетной нормы, в 2015 г. снялась с регистрационного учета по адресу предоставленной квартиры в г. "адрес", в которой остались проживать ее родственники, и не может предоставить справку о сдаче названного жилого помещения.
Ваганова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить это решение.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование Ваганова И.В. указывает, что с 2009 г. она состояла на жилищном учете, в соответствии с судебными решениями признана нуждающейся в обеспечении жильем на территории Российской Федерации, однако до настоящего времени жилым помещением для постоянного проживания в г. "адрес" не обеспечена и изъявила желание получить жилищную субсидию. При этом она неоднократно обращалась в управление жилищного обеспечения с просьбой выдать ей справку о сдаче ранее полученной от военного ведомства на состав своей семьи двухкомнатной квартиры в г. Севастополе, которая так и не была предоставлена.
По мнению Вагановой И.В., суд не учел, что названная квартира получена от иностранного государства, в этом жилом помещении, не принадлежащем Министерству обороны Российской Федерации, проживают её взрослые дети, она не имеет отношения к занимаемой ими квартире и возможности обеспечить сдачу этого жилья военному ведомству.
Также суд не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц её родственников и пришел к ошибочному выводу об утрате ею права пользования данной квартирой.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания их нуждающимися в получении жилых помещений.
Вместе с тем в соответствии с п. 14 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Таким образом, необходимым условием предоставления военнослужащему и членам его семьи жилого помещения по избранному месту жительства является сдача занимаемого жилого помещения.
Поэтому в том случае, когда военнослужащий или член его семьи распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может в установленном порядке сдать его или приходящуюся на него часть жилья, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, установленного ст. 53 ЖК Российской Федерации.
Приведенное толкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Причем требование о необходимости сдачи ранее предоставленного государством жилого помещения распространяется не только на военнослужащего, но и на членов его семьи, с учетом которых это жилое помещение предоставлялось, в случае если они претендуют на обеспечение жилым помещением за счет военного ведомства в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
По делу установлено, что с 1989 г. по 2015 г. Ваганова И.В. проходила военную службу и уволена в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службы, с учетом обеспеченности жилым помещением по нормам жилищного законодательства по месту дислокации воинской части в г. "адрес"
В 1992 г. Вагановой И.В. в качестве члена семьи её супруга - военнослужащего, а также их старшему сыну, от военного ведомства по установленным нормам была предоставлена квартира по адресу: "адрес" общей площадью 51,2 кв. м. В дальнейшем в эту квартиру также были вселены младший сын Вагановой И.В. и её внучка, которые там же зарегистрированы.
В 2001 г. брак между Вагановой И.В. и её супругом был расторгнут, последний выехал из указанной квартиры, а в мае 2009 г. договор найма, заключенный с ним как с основным нанимателем, изменен и заключен с их старшим сыном.
В декабре 2009 г. Ваганова И.В. и её младший сын приняты на жилищный учет для получения жилья на территории Российской Федерации - в г. "адрес".
В июле 2015 г. Ваганова И.В. снялась с регистрационного учета по указанному адресу, выехала из названной квартиры и зарегистрировалась по месту пребывания в квартире своей сестры по адресу: "адрес", а в сентябре и октябре 2015 г. обратилась в управление жилищного обеспечения с заявлением о предоставлении жилищной субсидии и выдаче справки о сдаче предоставленного от военного ведомства жилья.
В свою очередь начальником управления жилищного обеспечения Вагановой И.В. было предложено представить надлежащим образом заверенное обязательство всех членов семьи о сдаче жилого помещения по адресу: "адрес", которое до настоящего времени ею так и не представлено.
Согласно паспортным данным на имя младшего сына Вагановой И.В., 1997 г.р., с июня 2008 г. он зарегистрирован по адресу: "адрес"
Решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 6 декабря 2016 г. N 115/сев Ваганова И.В. и её младший сын сняты с жилищного учета со ссылкой на то, что в её действиях, связанных со снятием в 2015 г. с регистрационного учета по адресу предоставленного от военного ведомства жилого помещения, усматривается злоупотребление правом, не порождающее у государства обязанности по необоснованному сверхнормативному обеспечению военнослужащего жилым помещением за счет федерального бюджета.
Довод истца о том, что квартира в г. "адрес" была предоставлена не российским военным ведомством, а получена от иностранного государства, опровергается имеющимся в деле ордером N 366, выданным 21 апреля 1992 г. отделением морской инженерной службы Черноморского флота. Поэтому названное жилое помещение, как верно указано судом первой инстанции, относилось к государственному жилищному фонду.
Таким образом, будучи обеспеченной в качестве члена семьи военнослужащего за счет государства жилым помещением выше учетной нормы и утратив право пользования им по личным мотивам, Ваганова И.В. поставила перед управлением жилищного обеспечения вопрос о предоставлении ей еще одного жилого помещения за счет государственного жилищного фонда, но уже в качестве военнослужащего, что не основано на законе.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 17 мая 2017 г. по административному исковому заявлению Вагановой Ирины Витальевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.