Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 06 сентября 2017 г. по делу N 33а-1277/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Костина В.А.,
судей Цыбульника В.Е., Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Апрышкиной Ю.С. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от
26 июня 2017 г., которым удовлетворены заявленные требования проходящего военную службу по контракту сержанта Алханова Бауди Хасановича о признании незаконными действий начальника отделения (территориального, г. "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение управления жилищного обеспечения) о снятии его с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца Алханова Б.Х., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от
20 марта 2017 г. N 11/1 Алханов Б.Х. совместно с членами семьи снят с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на том основании, что он подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Алханов Б.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанное решение и обязать начальника отделения управления жилищного обеспечения отменить его.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления жилищного обеспечения просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что истец относится к категории военнослужащих, перечисленных в п. 14 ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Поэтому он подлежит включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей (далее - НИС) в обязательном порядке по "16" категории, указанной в приложении N 1 к Порядку реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166 (далее - Порядок). Поскольку истец в добровольном порядке мог быть включен в реестр участников НИС, но не воспользовался своим правом в связи с увольнением с военной службы, то, вновь поступив на военную службу по контракту, должен реализовать свое право на обеспечение жильем путем включения в реестр участников НИС, которым не воспользовался ранее. При этом информацию о прохождении военной службы военнослужащим и о планируемом увольнении его с военной службы должны предоставлять кадровые органы, а не сам военнослужащий.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции.
В соответствии с пп. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть также реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
К участникам накопительно-ипотечной системы в силу п. 4 ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.
Следовательно, включение в реестр участников НИС названной категории военнослужащих возможно только на основании их заявления.
По делу установлено, что общая продолжительность военной службы Алханова Б.Х. составляет более 10 лет, первый контракт о прохождении военной службы сроком на 3 года он заключил в августе 2003 г. В 2006 году истец заключил второй контракт о прохождении военной службы, а в декабре 2009 года он досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В ноябре 2011 года истец заключил новый контракт о прохождении военной с Министерством обороны Российской Федерации службы сроком на 3 года.
В августе 2014 года он заключил очередной контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет, которую проходит в войсковой части 45767.
По заключению военно-врачебной комиссии от 19 июля 2016 г. Алханов Б.Х. признан ограниченно годным к военной службе, в связи с чем подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья.
Решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от
11 ноября 2016 г. N 11/116 Алханов Б.Х. совместно с членами его семьи признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства в г. "адрес"
Согласно извещению от 23 ноября 2016 г. N 345871 Алханову Б.Х. распределена трехкомнатная квартира общей площадью 90,7 кв.м. по адресу: "адрес", с предоставлением которой истец согласился.
Однако решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 20 марта 2017 г. N 11/1 Алханову Б.Х. отказано в заключении договора социального найма (передаче в собственность) вышеуказанного жилого помещения и он совместно с членами семьи снят с жилищного учета. В обоснование принятого решения со ссылкой на п. 13 Порядка указано, что истец, как военнослужащий, поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса и не воспользовавшийся ранее правом стать участником НИС, подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно определил, что Алханов Б.Х. относится к категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, а возможность участия в НИС зависит от их волеизъявления.
Поскольку с заявлением об участии в НИС истец к командованию и жилищные органы не обращался, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения начальника отделения управления жилищного обеспечения.
Что касается ссылки в жалобе на поступление истца на военную службу из запаса и неиспользование им ранее права на участие в НИС как на основание безусловного включения его в силу п. 14 ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в реестр участников, то она является ошибочной. При этом суд верно исходил из того, что данная норма не устанавливает новые категории участников НИС, а лишь определяет основания для включения военнослужащих в соответствующий реестр. Участники НИС перечислены в ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона, при этом в указанной норме специально оговорено, в каких случаях они могут стать участниками (только изъявив такое желание).
Обстоятельства, касающиеся способа предоставления информации о прохождении военной службы военнослужащим и о планируемом увольнении его с военной службы, как видно из оспариваемого решения жилищного органа, основанием для снятия его с жилищного учета не являлись. Поэтому ссылка на них в жалобе является беспредметной.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы представителя ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 26 июня 2017 г. по административному исковому заявлению Алханова Бауди Хасановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.