Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 06 сентября 2017 г. по делу N 33а-1287/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Костина В.А.,
судей Цыбульника В.Е. и Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - "Югрегионжилье") - Морозовой Т.И. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от
21 июня 2017 г., которым частично удовлетворено административное исковое заявление капитана 2 ранга Сорокина Андрея Николаевича об оспаривании законности решения заместителя начальника "Югрегионжилье" об отказе в принятии истца и члена его семьи на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя административного ответчика - Рягузова С.А. в обоснование апелляционной жалобы, представителя административного истца - Микова И.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением заместителя начальника "Югрегионжилье" от 3 февраля 2017 г.
N 15 отказано в принятии Сорокина А.Н. и его супруги на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Сорокин А.Н. обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать данное решение незаконным и обязать указанное должностное лицо принять его вместе с супругой на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд обязал заместителя начальника "Югрегионжилье" отменить решение от
3 февраля 2017 г. N 15 и повторно рассмотреть вопрос о принятии Сорокина А.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В удовлетворении заявленных требований Сорокина А.Н. о возложении на должностное лицо жилищного органа обязанности принять его указанный учет отказано.
В апелляционной жалобе представитель начальника "Югрегионжилье" просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку Сорокин А.Н. ранее военным ведомством Украины обеспечивался служебным жилым помещением, в дальнейшем распорядился им и утратил возможность сдать его. После вступления Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации имущество, находящееся на территории указанных субъектов, было национализировано и передано Российской Федерации, а затем в имущественную казну Республики Крым и г. Севастополя. Между тем в соответствии с положениями п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется военнослужащим один раз.
По мнению представителя, вывод суд о том, что это правило об однократном обеспечении жильем применимо лишь к случаям, когда обеспечение жилым помещением осуществлено от федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, был бы справедливым в том случае, если бы жилое помещение, которым его обеспечило Министерство обороны Украины, после марта 2014 г. осталось за пределами территории Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу Сорокин А.Н. со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ указывает, что квартирой, предоставленной ему Министерством обороны Украины он распорядился в 2008 году, следовательно, имеет право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено по делу, выслуга лет военной службы Сорокина А.Н. составляет свыше 25 лет. В 2000 году, проходя военную службу в Вооруженных Силах Украины, он был обеспечен жилым помещением в виде однокомнатной квартиры площадью 30,9 кв.м по адресу: "адрес"
В 2008 году, убывая к новому месту службы, Сорокин А.Н. снялся с регистрационного учета и оставил указанную квартиру отцу, который впоследствии приватизировал ее. По настоящее время он с супругой зарегистрирован по адресу воинской части в г. "адрес".
В апреле 2014 г. Сорокин А.Н. поступил на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, после чего и поставил вопрос о реализации его права на жилище.
Отказывая в принятии на жилищный учет, заместитель начальника "Югрегионжилье" исходил из того, что Сорокин А.Н. в период прохождения военной службы был обеспечен от военного ведомства Украины жилым помещением по установленным нормам, которым распорядился.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд правомерно пришел к выводу о незаконности отказа истцу в принятии на жилищный учет на том основании, что он ранее, имея украинское гражданство, обеспечивался другим государством жилым помещением, которым распорядился более пяти лет назад. Положения п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" также не имеют отношения к предмету спора, поскольку регламентируют вопросы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, увольняющихся с военной службы при перемене ими места жительства.
По изложенным основаниям апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 21 июня 2017 г. по административному исковому заявлению Сорокина Андрея Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.