Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 06 сентября 2017 г. по делу N 33а-1290/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А.,
судей: Гришина С.В., Меркулова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Мартыщенко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителей начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее - Главное управление) - Аксютина А.И. и начальника 1 управления Главного управления - Аксютина А.И. и Маковецкого Е.В. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 19июня 2017 г., которым удовлетворены заявленные требования старшего мичмана Мокрецова Виктора Николаевича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации, начальников Главного управления и 1 управления Главного управления, связанных с порядком назначения его на воинскую должность.
Заслушав доклад судьи Меркулова Д.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб и возражений на них, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - КашинаД.В. в обоснование апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Мокрецов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника 1 управления Главного управления, связанные с возвратом без реализации материалов к назначению его на должность инженера радиотехнической боевой части, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, с присвоением воинского звания лейтенанта, в связи с невозможностью подтвердить полученное им образование.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах представители административных ответчиков просят решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом представитель начальника Главного управления в обоснование жалобы указывает, что суд вышел за пределы заявленных требований, возложив на указанное должностное лицо обязанность истребовать из управления кадров Черноморского флота представление о назначении Мокрецова В.Н. на воинскую должность инженера радиотехнической боевой части. Кроме того на указанную воинскую должность уже назначен другой военнослужащий.
В апелляционных жалобах представители начальника 1 управления Главного управления указывают, что согласно Порядку работы кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 апреля 2015 г. N 180дсп, только Главное управление может принимать решение о направлении Министру обороны Российской Федерации документов для назначения Мокрецова В.Н. на воинскую должность. Поэтому суд не имел полномочий по определению соответствия уровня образования административного истца требованиям для назначения на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера. В целях подтверждения полученного уровня образования при назначении военнослужащих в воинские должности должен направляться запрос в учебное заведение. Материалы, касающиеся Мокрецова В.Н., поступившие в Главное управление такого запроса не содержали. Суд необоснованно возложил обязанность по рассмотрению вопроса о назначении Мокрецова В.Н. на воинскую должность, так как это относится к компетенции Министра обороны Российской Федерации. На день возврата без реализации документов к назначению административного истца на воинскую должность в Главном управлении отсутствовал Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2016 г. N 628 "О признании действительными воинских званий, документов об образовании и (или) квалификации проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя граждан Российской Федерации, поступивших на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, и документов о прохождении ими военной службы". Однако данному обстоятельству суд оценки не дал.
По мнению представителя Маковецкого Е.В. производство по делу подлежало прекращению, так как имеется определение Севастопольского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2017 г. которым прекращено производство по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
В возражениях на апелляционные жалобы представитель административного истца просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на вакантную воинскую должность. Назначение на воинские должности осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
В силу части 2 ст. 21 и ч. 3 ст. 23 Положения о порядке прохождения военной службы воинское звание лейтенанта присваивается военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера. Присвоение первого воинского звания офицера производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2016 г. N 628 "О признании действительными воинских званий, документов об образовании и (или) квалификации проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя граждан Российской Федерации, поступивших на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, и документов о прохождении ими военной службы" установлено, что документы об образовании проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя граждан Российской Федерации, поступивших в период с 18 марта 2014 г. по 2 января 2015 г. на военную службу по контракту в воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированные (расположенные) на территориях этих субъектов Российской Федерации, а также документы о прохождении ими военной службы в вооруженных силах, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, признаются действительными при представлении подлинников документов.
Согласно материалам дела Мокрецов В.Н., проходивший военную службу в Вооруженных Силах Украины, 21 июня 2013 г. окончил Харьковский университет Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба и получил базовое высшее образование по направлению "Программная инженерия". С 21 марта 2015 г. он проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. 20 мая 2016 г. аттестационной комиссией войсковой части 84210 принято решение о том, что Мокрецов В.Н. достоин назначения на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, с присвоением воинского звания лейтенанта.
2 декабря 2016 г. поступившие установленным порядком в Главное управление материалы к назначению Мокрецова В.Н. на воинскую должность инженера радиотехнической боевой части и присвоению ему воинского звания лейтенанта были возвращены без реализации начальником 1 управления Главного управления в связи с тем, что не представилось возможным подтвердить полученное военнослужащим образование.
Так как законодательство о порядке прохождения военной службы не содержит условия дополнительного подтверждения полученного гражданином образования при назначении на воинскую должность, а Мокрецовым В.Н. был представлен подлинник документа об уровне образования полученного на Украине, то есть были выполнены требования Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 2016 г. N 628, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, что начальник 1управления Главного управления необоснованно возвратил без реализации материалы к назначению административного истца на воинскую должность по указанному основанию.
Учитывая, что в компетенцию начальника Главного управления входит осуществление проверки документов для назначения военнослужащего на воинскую должность до направления их Министру обороны Российской Федерации, то суд обоснованно, в целях восстановления нарушенного права административного истца и исполнения решения суда, возложил обязанность на указанное должностное лицо истребовать представление и иные документы для назначения Мокрецова В.Н. на воинскую должность инженера радиотехнической боевой части и рассмотреть их.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, суд не проверял соответствие уровня образования административного истца требованиям для назначения на указанную воинскую должность, а судом только дана оценка действиям должностного лица, возвратившего без реализации поступившие к нему документы, в связи с невозможностью подтвердить полученное военнослужащим образование.
Не может являться основанием для отмены решения суда назначение 6 июля 2017 г. на воинскую должность инженера радиотехнической боевой части другого военнослужащего, так как на день принятия оспариваемого решения эта должность не была занята военнослужащим, имеющим воинское звание офицера.
Довод представителя начальника 1 управления Главного управления об отсутствии 2 декабря 2016 г. в Главном управлении Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 2016 г. N 628 является несостоятельным, так как данный документ официально опубликован 28 ноября 2016 г. и был доступен для ознакомления неограниченному кругу лиц.
Согласно определению Севастопольского гарнизонного военного суда от 3апреля 2017г. судом принят отказ Мокрецова В.Н. от административного искового заявления, которым оспаривались действия начальника Главного управления, связанные с отказом в согласовании представления к назначению административного истца на воинскую должность.
В поданном 5 апреля 2017 г. в суд административном исковом заявлении Мокрецов В.Н. оспаривал действия начальника 1 управления Главного управления, связанные с возвратом без реализации материалов к назначению его на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, с присвоением воинского звания лейтенанта.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ установлено, что суд прекращает производство по административному делу, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с приятием отказа административного истца от административного иска.
Так как ранее Мокрецов В.Н. не оспаривал действия начальника 1 управления Главного управления, то вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, у суда первой инстанции не имелось оснований для прекращения производства по указанному основанию.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 19 июня 2017 г. по административному исковому заявлению Мокрецова Виктора Николаевича оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей административных ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.