Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Антропова Е.А., Тертышной В.В.
при секретаре Редько Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административном исковому заявлению индивидуального предпринимателя Опфера В. Ф. к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области об оспаривании решения, установлении кадастровой стоимости земельных участков
по апелляционной жалобе и дополнению к апелляционной жалобе административного истца Опфера В. Ф.
на решение Волгоградского областного суда от 16 мая 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Опфера В. Ф. к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области об оспаривании решения, установлении кадастровой стоимости земельных участков - отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
индивидуальный предприниматель Опфер В.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Комиссия), а также об установлении кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование заявленных требований указывал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами: N " ... ", расположенных по адресу: "адрес". Решением от ДД.ММ.ГГГГN " ... " его заявление было отклонено, поскольку по результатам рассмотрения заявления недостоверность использованных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости сведений об объектах недвижимости не подтверждена. Полагая решение Комиссии незаконным, просил его отменить.
Кроме того, полагает, что при проведении кадастровой оценки земельных участков допущено использование недостоверных сведений об объектах недвижимости, что привело к неправильному установлению кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков. Недостоверность выразилась в применении неправильного вида разрешенного использования земельных участков, поскольку вместо вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования" (15 группа) ошибочно применен вид разрешенного использования "земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения сбыта и заготовок" (9 группа).
Просил суд установить кадастровую стоимость указанных земельных участков, исходя из утвержденного Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области N " ... "-н от ДД.ММ.ГГГГ удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 15 группе видов разрешенного использования и равной 0,97 рублей за 1 кв.м., а именно: для земельного участка с кадастровым номером N " ... ".
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней административный истец Опфер В.Ф. в лице своего представителя Захаровой Д.А. ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований по мотиву нарушения судом норм материального права, ссылаясь на ошибочность вывода суда о том, что обязательным условием для отнесения земельного участка к 15 виду разрешенного использования является его использование в производственных целях. Полагает несостоятельной ссылку суда на то обстоятельство, что земельные участки были образованы путем раздела земельного участка с разрешенным видом использования 9 группа.
Относительно доводов апелляционной жалобы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, а также комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области поданы возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Опфер В.Ф.Захарова Д.А. доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержала, просила отменить решение суда.
Представитель административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Беляков Д.А. против удовлетворения апелляционной жалобы и дополнения к ней возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Административный истец Опфер В.Ф., представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, заинтересованного лица администрации г. Волгограда в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили.
Выслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, возражения на них, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7 названного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Порядок изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24 июля 2007г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу положений статьи 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться в том числе зоны сельскохозяйственного использования.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
На основании пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы могут использовать земельный участок в соответствии с любым соответствующим данной территориальной зоне видом разрешенного использования.
В силу пункта 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
В соответствии с части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Согласно пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010г. N 42, в Реестре объектов недвижимости могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Волгоградской области проведена на основании Приказа Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области N46-н от 27 октября 2015г. в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007г. N39, а на основании Приказа Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области N38-н от 1 августа 2016г. в вышеуказанный приказ были внесены изменения, в соответствии с которыми спорные земельные участки были отнесены к 9 виду разрешенного использования.
В Методических указаниях в числе прочих указаны следующие виды разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9); земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования (пункт 1.2.15).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Судом апелляционной инстанции установлено, что административному истцу ИП Опфер В.Ф. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами N " ... ", расположенные по адресу: "адрес", с разрешенным видом использования "занимаемые овощной базой" и с размещенными на них строениями, используемыми для хранения сельхозпродукции.
Данные обстоятельства подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Спорные земельные участки были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 34:34:010014:61, видом разрешенного использования которого являлась 9 группа - "земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения сбыта и заготовок", что подтверждается отчетом об определении кадастровой стоимости в составе земель населенных пунктов Волгоградской области филиалам ФГУП "ФКЦ" Земля" по ЮФО".
Сведения о спорных объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости были внесены ДД.ММ.ГГГГ.
К моменту внесения сведений в отношении спорных земельных участков в государственный кадастр недвижимости вид их разрешенного использования соответствовал виду разрешенного использования исходного земельного участка и не изменялся до настоящего времени.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014г. был утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с кодом 1.15 которого, действительно сельскохозяйственное использование земельного участка подразумевает под собой размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.
Из системного толкования пункта 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", пунктов 1 и 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и вышеуказанного классификатора следует, что ведение сельского хозяйства включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, размещение на земельных участках овощной базы, в том числе зданий склада для хранения овощей и фруктов, не свидетельствует о том, что земельные участки, на которых расположены данные строения, используются в целях сельскохозяйственного использования. Необходимым условием отнесения земельных участков к 15 виду разрешенного использования является использование земельного участка и размещенных на нем строений в производственном цикле сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что указанные земельные участки, предоставленные истцу для размещения на них "овощной базы", связаны с осуществлением сельскохозяйственной деятельности, в том числе свидетельствующие о том, что земельные участки и расположенные на нем строения составляют единую инфраструктуру и входят в состав единого производственного комплекса и участвуют в общем хозяйственном цикле сельскохозяйственного производства, включающим в себя выращивание, производство, переработку и хранение сельхозпродукции.
Кроме того, доказательства, подтверждающие обстоятельства того, что земельный участок с кадастровым номером 34:34:010014:61 выделялся для сельскохозяйственного использования, в материалах дела отсутствуют. В заявительном порядке административный истец не обращался в органы кадастрового учета об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, принадлежащих на праве собственности административному истцу, произведена в соответствии с Методическими указаниями, при расчете кадастровой стоимости минимальный удельный показатель в составе 9 вида разрешенного использования определен правильно. Спорные земельные участки не могут быть отнесены к 15 группе видов разрешенного использования земельных участков, поскольку на момент образования спорных земельных участков и внесения сведений о них в государственный реестр недвижимости, данные объекты недвижимости были отнесены к 9 группе, и расположенные на нем объекты являются сооружениями материально-технического и продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Использование недостоверных сведений при проведении кадастровой оценки спорных земельных участков допущено не было.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней о фактическом использовании спорных земельных участков для сельскохозяйственного использования путем размещения на них строений для хранений овощей и фруктов, основанием к отмене решения не являются, поскольку были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
В силу положений подпункта 3 пункта 2 подпункта 1 пункта 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, устанавливаются в градостроительном регламенте, который включается в состав правил землепользования и застройки.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка проекта, утверждение и внесение изменений в правила землепользования и застройки отнесены к компетенции органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, установленном статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В соответствии с Решением Волгоградской городской Думы от 15 сентября 2010г. N36/1087 "Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград" территория по "адрес" отнесена к производственной зоне - производственные и коммунально-складские объекты IV и V класса вредности.
Иные доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, сводятся в ошибочному толкованию норм материального закона и выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дана правильная правовая оценка, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волгоградского областного суда от 16 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе административного истца Опфера В. Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий судья: подпись
Судьи: подписи
"Согласовано":
Судья Волгоградского областного суда С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.